Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Федосовой Н.Н.
судей Поддымова А.В., Букреева Д. Ю.
при секретаре Киселеве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Гляк В.М. на решение Советского районного суда г. Липецка от 08 августа 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований Гляк В.М. Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка о признании незаконным решения N. ДД.ММ.ГГГГ годаоб отказе в выдаче разрешения на строительство - отказать".
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гляк В.М. обратилась с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка о признании незаконным решения N ДД.ММ.ГГГГ и об обязании выдать разрешение на строительство жилого дома, ссылаясь на то, что она является собственником земельного участка N, расположенного "адрес", относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - отдельно стоящие жилые дома (этажностью до 3 этажей, включая мансардный), однако, она лишена возможности использовать земельный участок по назначению и построить жилой дом, так как административный ответчик отказал в выдаче разрешения на строительство.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец Гляк В.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение требований норм материального права, неправильное определение юридически значимых обстоятельств по делу.
Выслушав административного истца Гляк В.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Исхакову М.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ - разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2).
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (часть 3).
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9).
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (часть 9.1).
Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 9.2).
Из предоставленных Гляк В.М. свидетельства о праве собственности от 20.05.2016 года и договора купли-продажи от 12.05.2016 года следует, что она является собственником земельного участка N, расположенного по "адрес" "адрес" с кадастровым номером N, площадью516 кв.м., категория земель которого указана как земли населенных пунктов с разрешенным использованием дляотдельно стоящих жилых домов (этажностью до 3 этажей, включая мансардный) с придомовым участком от 0,04 до 0,09 га.
Гляк В.М. обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка в ответе за N. ДД.ММ.ГГГГ годаотказал Гляк В.М. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, ссылаясь на отсутствие схемы планировочной организации земельного участка, а также на то, что согласно требованиям градостроительного плана земельного участка N, строительство индивидуального жилого дома не является видом разрешенного использования данного земельного участка, поскольку занимаемая "адрес"" территория, предусмотрена для размещения садовых и дачных участков.
В суде первой инстанции было установлено и не отрицалось также истцом в суде апелляционной инстанции, что схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства как необходимый документ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство истцом предоставлена в департамент не была, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для выдачи разрешения на строительство жилого дома исходя из требований Градостроительного Кодекса РФ не было, а поэтому отказ является законным, а требования истца о признании отказа незаконным и возложении обязанности на ответчика выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке не подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, указанное обстоятельство влечет безусловный отказ в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли ( ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования ( ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ).
Согласно ст. 35 ЗК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Статьей 84 ЗК РФ определен порядок установления или изменения границ населенных пунктов. Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с ч. 2 ст. 260 Гражданского кодекса РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Липецка, которые утверждены решением Липецкого городского Совета депутатов N51от29.06.2010 года , территория "адрес"" расположена в зоне жилой застройки на реконструируемых территориях (Ж-4).
Решением Липецкого городского Совета депутатов N73от09.02.2016 года утвержден Генеральный план города Липецка на период до2035 года , согласно которому территория "адрес"" относится к зоне сельскохозяйственного использования и предназначена для размещения садовых и дачных участков.
В соответствии с п. 2 решения Липецкого городского Совета депутатов N73от09.02.2016 годауказанные Правила землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей утвержденному Генеральному плану города Липецка.
Соответственно, решение об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель "адрес"", в том числе и земельного участка истца в земли сельскохозяйственного использования, предназначенного для размещения садовых и дачных участков.
Из п. 2.2.4 градостроительного плана земельного участка истца N, утвержденного распоряжением Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка N287-рот14.06.2016 годаследует, что жилая застройка на указанной территории "адрес"" не предусмотрена.
Таким образом, градостроительные регламенты, которые установлены Правилами землепользования и застройки г. Липецка для зоны жилой застройки на реконструируемых территориях (Ж-4) в отношении территории "адрес"", где расположен земельный участок Гляк В.М., не применяются, проект планировки и (или) проект межевания территории садоводческого товарищества не разработан, соответственно, при таких обстоятельствах, разрешение выдано быть не могло.
Проект планировки и (или) проект межевания территории "адрес"" не разрабатывался.
При установленных судом обстоятельствах, содержание правоустанавливающих документов истца, отсутствие ограничений и обременений на использование земельного участка, при том, что территория "адрес"" предназначена для размещения садовых и дачных участков, не может послужить основанием для выдачи разрешения истцу на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном на территории СНТ.
Ссылки в апелляционной жалобе и в суде апелляционной инстанции на иные земельные участки, находящиеся в "адрес"", включенные в градостроительный план, как территории ИЖС, на земельные участки которых были выданы разрешения на строительство жилых домов, правового значения к рассматриваемому судом спору, не имеют.
Вместе с тем, как следует из Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ " О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строенияи хозяйственных строений и сооружений).
Как установлено п. 1 ч. 4 ст. 19 Федерального закона РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" N 66-ФЗ от 15.04.1998 г., член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
Согласно ст. 32 данного Закона о рганизация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории. Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).
В силу ч. 1 ст. 34 Закона возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.
Статьей 15 п. 5 Правил землепользования и застройки города Липецка, утвержденных Решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 г. N51 - возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, подготовленным и утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также градостроительным регламентом.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что при строительстве жилого строения и хозяйственных строений и сооружений на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, получения разрешения, предусмотренного ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, в силу прямого указания закона не требуется.
Таким образом, необходимые условия для удовлетворения иска истца отсутствуют, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований, с чем судебная коллегия не может не согласиться.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, и подлежат отклонению, а решение суда без изменения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 08 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Гляк В.М. без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.