Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кисилевской Т.В.
судей коллегии Гниденко С.П., Рахимкуловой Н.Р.
при секретаре Бордиян В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов Гадиева Т.Б., Гадиевой Х.Э. - Любимого В.В., действующего на основании доверенности, на решение Ноябрьского городского суда от 02 августа 2016 года, которым постановлено:
Гадиеву Т.Б. и Гадиевой Х.Э. в удовлетворении исковых требований к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьск и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании отказа во включении молодой семьи в список претендентов подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" незаконным, признании права на получение социальной выплаты, отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кисилевской Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гадиев Т.Б. и Гадиева Х.Э. обратились в суд с иском к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьск и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании отказа во включении молодой семьи в список претендентов подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" незаконным, признании права на получение социальной выплаты. В обоснование иска указали, что с декабря 2013 года они составом семьи три человека были включены в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. В декабре 2014 года они были перерегистрированы в качестве участников указанной подпрограммы. Письмом Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 16 сентября 2015 года они были извещены о том, что их семья не была включена в список молодых семей - претендентов подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2015 году, утвержденный Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО, в связи с превышением установленного возрастного ценза на момент утверждения данного списка. Апелляционным определением суда ЯНАО от 25 февраля 2016 года за их семьей признано право на участие в подпрограмме с даты подачи заявления, их семья восстановлена в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по дате подачи заявления. В мае 2016 года они были уведомлены о включении их семьи в список претендентов подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на получение социальной выплаты в 2016 году. Впоследствии их из этого списка исключили, о чем им было сообщено в июле 2016 года. Указанное решение считают незаконным.
Истцы в судебном заседании не присутствовали, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов Любимый В.Ф. на исковых требованиях настаивал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск Гоцалюк В.В. исковые требования не признал, пояснил, что решение суда ими было исполнено, семья истцов восстановлена в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по дате подачи заявления. Решением суда было признано только право на участие семьи в подпрограмме, а не право на получение свидетельства. Семья истцов не включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году, в связи с чем, выдача ей свидетельства на получение социальной выплаты противоречит действующему законодательству Российской Федерации. В случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Семья истцов не имеет право на получение социальной выплаты.
Представитель ответчика - Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО представлены письменные возражения на иск, суть которых сводится к необоснованности исковых требований.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе представитель истцов Гадиева Т.Б., Гадиевой Х.Э. - Любимый В.В., действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить и постановить новое - об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не был учтен факт того, что возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 не предусмотрена. Следовательно, решение об исключении семьи из списка молодых семей - претендентов участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на получение социальных выплат следует признать незаконным и необоснованным.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, 21 марта 2013 года Гадиев Т.Б. и Гадиева Х.Э. обратились в Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации МО г. Ноябрьск с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Решением комиссии от 21 июня 2013 года семья истцов признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительства) жилья молодых семей.
Письмом от 06 ноября 2014 года Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации МО г. Ноябрьск уведомило семью Гадиевых о включении их в резервный список участников Федеральной подпрограммы на получение социальной выплаты со ссылкой на недостаточность выделенных бюджетных ассигнований.
12 декабря 2014 года Гадиевы вновь обратились в Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации МО г. Ноябрьск с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Решением комиссии от 21 января 2015 года семья истцов признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительства) жилья молодых семей.
16 сентября 2015 года Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации МО г. Ноябрьск уведомил, что семья Гадиевых не включена Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО в список молодых семей-претендентов Федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в связи с превышением установленного возрастного ценза на момент утверждения данного списка.
Решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 8 декабря 2015 года Гадиевым отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа во включении в список молодых семей претендентов федеральной подпрограммы и признании права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы Обеспечение молодых семей" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЯНАО от 25 февраля 2016 года вышеуказанное решение суда отменено, за семьей Гадиевых, состоящей из трех человек, признано право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с даты подачи заявления, их семья восстановлена в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по дате подачи заявления.
Судом первой инстанции установлено, что после принятия судебной коллегией по гражданским делам суда ЯНАО апелляционным определением от 25 февраля 2016 года семья Гадиевых была включена в Федеральный список претендентов на получение социальных выплат в 2016 году. Вместе с тем, судом ЯНАО решение о включении семьи истцов в указанный список не принималось.
Получив определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции от 31 мая 2016 года, Департаментом по строительству и жилищной политики ЯНАО принято решение N 159-ОДЖ от 27 июня 2016 года об исключении семьи истцов из Федеральной списка претендентов в связи с превышением установленного возрастного ценза на момент утверждения данного списка.
Разрешая спор, суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа " Жилище " на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, и исходил из того, что обязательным для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" является условие о возрасте участников, который на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи -участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (для каждого из супругов).
Поскольку Гадиев Т.Б. достиг 37-летнего возраста в 2016 году, его семья перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2011-2015 годы, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что семья Гадиевых обоснованно исключена из списка претендентов на социальную выплату, поступающую из бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение жильем молодой семьи.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище " на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму " Обеспечение жильем молодых семей ".
Приложением N 4 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно подпункту "а" п.22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является в том числе, несоответствие молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п.6 Правил.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
В соответствии с п.п. 24 - 28 Правил орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на финансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы. Такой сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно п. 4.9 Порядка Департамент по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц вносит изменения в Федеральный или Окружной списки претендентов на основании изменений, направленных органами местного самоуправления, согласно приложению N 16 к настоящему Порядку.
Пунктами 6.1, 6.4, 6.5 Порядка предусмотрено, что выдача свидетельств молодым семьям осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников Федеральной или Окружной подпрограммы органом лестного самоуправления, отобранным для участия в Федеральной или Окружной подпрограммах, в соответствии с выпиской из утвержденного департаментом списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в течение одного месяца после оповещения о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в органы местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы по перечню, установленному в пункте 6.4 Порядка.
Орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после получения документов, указанных в пункте 6.4 настоящего Порядка, организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений и после проверки документов в течение 10 рабочих дней выносит решение о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья отвечала всем предъявленным требованиям, не ведут к отмене судебного решения, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствии с условиями подпрограммы, утратила при достижении Гадиевым Т.Б. возраста, превышающего 35 лет.
Данные выводы суда согласуются с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 15 января 2015 года N 3-О, предусматривающей, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами (Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище " на 2011 - 2015 годы") требованиям. Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список ) молодых семей участников подпрограммы " Обеспечениежильем молодых семей ", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Довод жалобы о наличии судебной практики по аналогичным делам, также является несостоятельным, поскольку существующая судебная практика по иным делам не влияет на законность решения суда, не является обязательным критерием в силу ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, т.к. не является источником права в Российской Федерации, не применяется при рассмотрении гражданского дела по существу и в силу ст. 61 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда от 02 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
И.о.заместителя председателя Т.В.Кисилевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.