Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.,
судей Семеновой О.В., Голубовой А.Ю.,
при секретаре Жуковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысенко ФИО9 к ООО "Билетная Система" о взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ООО "Билетная Система" на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 1 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Голубовой А.Ю.,
установила:
Сысенко Н.В. обратилась в суд с иском к ООО "Билетная Система" о взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что 09.02.2015 года через сайт организации ООО "Билетная система" ( ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА) ею были приобретены электронные билеты на фестиваль "КУБАНА" в количестве 9 штук общей стоимостью 63 000 рублей. В связи с переносом места проведения фестиваля из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, организаторами фестиваля было объявлено, что 10.07.2015 года будет производиться возврат билетов. 24.07.2015 года истцом была подана заявка о возврате денежных средств в электронном виде. 24.07.2015 года истцом была подана заявка на возврат денежных средств в электронном виде. 27.07.2015 года на электронный адрес истца пришел ответ о том, что заявка одобрена и в ближайшее время средства будут перечислены на счет истца. 15.10.2015 года истцом была отправлена письменная претензия директору ООО "Билетная система". 20.10.2015 года претензия была получена ответчиком, что подтверждается уведомлением о вручении. Срок удовлетворения требования претензии составлял 30 дней, однако к 20.11.2015 году требования не были удовлетворены. В период со 2 по 3 декабря 2015 года на реквизиты, указанные в претензии, пришла сумма в размере 63 000 рублей. На основании изложенного истица просила взыскать неустойку в размере 76 230 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, расходы по оформлению доверенности.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 1 августа 2016 года исковые требования Сысенко Н.В. удовлетворены частично.
Взыскана с ООО "Билетная Система" в пользу Сысенко Н.В. неустойка в сумме 30 000 рублей, штраф в сумме 15 500 рублей, расходы по оформлению доверенности в сумме 800 рублей, компенсация морального вреда в сумме 1000 рублей.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Билетная Система" подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда.
Апеллянт считает, что ООО "Билетная Система" является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку исполнителем услуги по показу и проведению зрелищного мероприятия "КУБАНА 2015" являлось ООО "СТРОВА-МЕДИА", что подтверждается копиями приобретенных истицей билетов, агентским договором от 30.01.2015 года, дополнительным соглашением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.01.2015 года к договору, дополнительным соглашением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.03.2015 года к дополнительному соглашению, заключенными между ООО "Билетная Система" и ООО "СТРОВА-МЕДИА".
Ссылаясь на положения ст. 1005 ГК РФ апеллянт считает, что ответчик ООО "Билетная Система", действуя в качестве агента, выполняло фактически курьерские услуги по доставке товара - билетов, удостоверяющих право истицы посетить зрелищное мероприятие "КУБАНА" 2015", следовательно обязанности ответчика ограничивались обязательствами агента по надлежащей продаже билетов и перечислению денежных средств от покупателя билетов к организатору мероприятия - ООО "СТРОВА-МЕДИА" за вычетом своего вознаграждения.
Кроме того, в жалобе апеллянт указывает на то, что суд не принял во внимание то, что при переносе зрелищного мероприятия "КУБАНА 2015" на новое место проведения принципал не выдал агенту никаких инструкций по возврату денежных средств покупателям. Истице денежные средства за билеты были возвращены из собственных средства ООО "Билетная Система", тогда как по условиям дополнительного соглашения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.01.2015 года возврат денежных средств за билеты, приобретенные на отмененное мероприятие, осуществляет принципал.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате слушании дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представитель ответчика.
Представитель истицы - Скавронский С.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону оставить без изменения, жалобу ООО "Билетная Система" без удовлетворения, ссылаясь на то, что его доверитель является покупателем электронных билетов. Никакой информации при приобретении билетов ей не сообщалось.
Рассмотрев материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался ст.1005 ГК РФ, ст.ст. 15, 22, 23, 37 Федерального закона "О защите прав потребителя" и ст.98 ГПК РФ и исходил из того, что ответчик производил продажу билетов от своего имени и обязательств ответчика по надлежащей продаже билетов, а также из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
К такому выводу суд пришел, установив, что 09.02.2015 года через сайт организации ООО "Билетная система" ( ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА истицей были приобретены электронные билеты на фестиваль "КУБАНА 2015" в количестве 9 штук общей стоимостью 63 000 рублей.
В связи с переносом места проведения фестиваля из АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, организаторами фестиваля было объявлено, что 10.07.2015 года будет производиться возврат билетов.
24.07.2015 года истцом была подана заявка о возврате денежных средств в электронном виде.
27.07.2015 года на электронный адрес истца пришел ответ о том, что заявка одобрена и в ближайшее время средства будут перечислены на счет истца.
15.10.2015 года истцом была направлена письменная претензия ООО "Билетная система". 20.10.2015 года претензия была получена ответчиком, что подтверждается уведомлением о вручении. Срок удовлетворения требования претензии составлял 30 дней, однако к 20.11.2015 году требования не были удовлетворены.
Принимая во внимание, что требования истицы о возврате денежных средств в течение срока, указанного в претензии, ответчиком своевременно исполнены не были, суд, проверив представленный расчет неустойки, нашел требования истицы о взыскании с ООО "Билетная система" неустойки в сумме 30 000 рублей, компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей, штрафа в сумме 15 000 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия, соглашается с принятым судом решением, полагает его обоснованным, поскольку оно соответствует требованиям закона и не противоречит материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что за несвоевременный возврат денежных средств за билеты должен нести ответственность организатор мероприятия ООО "СТРОВА-МЕДИА" не могут быть приняты судебной коллегией во внимание в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
К отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Согласно агентскому договору от 30.01.2015 года, заключенному между ООО "СТРОВА-МЕДИА" и ООО "Билетная система", агент по поручению принципала от своего имени обязуется сформировать и реализовать клиентам билеты (в том числе электронные билеты) на мероприятия принципала, в сроки, в объеме и по ценам, указанным в актах передачи билетной информации, а принципал обязуется выплачивать агенту вознаграждение за выполнение данного поручения в соответствии с условиями настоящего договора.
При этом согласно п.3.2.1.2 агентского договора, агент принимает на себя обязательства осуществить продажу билетов принципала по тарифам, установленным принципалом, используя бланки агента.
Как следует из п.8 дополнительного соглашения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к агентскому договору от 30.01.2015 года, в случае отмены, замены или переноса мероприятий, принципал обязуется в течение 3 рабочих дней, исчисляя с даты направления уведомления агенту об отмене, замене или переносе мероприятия, вернуть агенту перечисленные агентом принципалу авансовые платежи согласно настоящему соглашению, а также суммы денежных средств, перечисленные агентом принципалу за реализованные билеты на мероприятие по настоящему соглашению.
Согласно п.п. 8.1 дополнительного соглашения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к агентскому договору от 30.01.2015 года, в случае не перечисления принципалом денежных средств в сумме, необходимой агенту в соответствии с условиями настоящего соглашения, возврат денежных средств за билеты, приобретенные на отмененное, замененное или перенесенное мероприятие осуществляет принципал.
Как следует из п.9 дополнительного соглашения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к агентскому договору от 30.01.2015 года в случае, если к агенту с претензионными требованиями или иском в суд обратится клиент в связи с осуществлением возврата денежных средств за билеты, приобретенные у агента на отменное, замененное или перенесенное мероприятие принципалом, агент обязуется письменно уведомить принципала о поступивших требованиях или исках в течение 2 рабочих дней, а принципал обязуется принять на рассмотрение такие претензии или иски и урегулировать их за свой счет. В случае, если по истечение 8 рабочих дней, исчисляя с даты получения принципалом уведомления агента о поступлении претензии, принципал не направил агенту уведомление об урегулировании или принятии для урегулирования принципалом своими силами и средствами такого требования или претензии, или иска, либо принципал оставил без ответа перенаправленные ему агентом требование, или претензию, или иск, агент вправе и разрешить такую претензию самостоятельно, а принципал обязан компенсировать агенту все документально подтвержденные убытки, понесенные агентом при разрешении претензии в течение 2 рабочих дней с даты получения письменного требования от агента.
Судом первой инстанции также установлено, что подтверждается материалами дела, что до обращения в суд с настоящим иском ответчик не отрицал свою обязанность по возврату спорных сумм. Кроме того, произвел возврат денежных средств в период времени со 2 по 3 декабря 2015 года.
Между тем, согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Исходя из указанного, с учетом совокупного применения положений вышеперечисленных договоров и дополнений к ним, а также взаимных действий участников договорных отношений следует, что в сложившейся ситуации у ООО "Билетная система", возникло обязательство по возврату истцу указанной денежной суммы.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункты 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, подписав п.9 дополнительного соглашения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к агентскому договору от 30.01.2015 года, стороны выразили свое согласие относительно порядка урегулирования претензий клиентов в связи с осуществлением возврата денежных средств за билеты, приобретенные у агента на отменное, замененное или перенесенное мероприятие принципалом.
Таким образом, оценив и исследовав предоставленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом принципа свободы договора, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные и направленные на переоценку установленных обстоятельств дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 1 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Билетная Система" без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированный текст определения изготовлен 17 октября 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.