Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Лебедева А.А.
СУДЕЙ: Ениславской О.Л. и Анашкиной М.М.
при секретаре Гурьяновой О.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.А.И. на решение Великолукского районного суда Псковской области от 21 июля 2016 г., которым постановлено:
"В иске С.А.И. - признать его и членов семьи: С.Т.А., (дд.мм.гг.) года рождения; С.Д.А., (дд.мм.гг.) года рождения; С.В.А., (дд.мм.гг.) года рождения; С.Т.А., (дд.мм.гг.) года рождения, проживающих по адресу: "****", нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. Признать его имеющим право на меры социальной поддержки ветеранов боевых действий на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", как участника боевых действий в Афганистане, отказать".
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения С.А.И. и его представителя В.Ю.Д., объяснения С.В.А., представителя Администрации Псковской области - Б.И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.А.И. обратился в суд с иском к Администрации Великолукского района о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и о признании за ним, как ветераном боевых действий в Афганистане, права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В обоснование требований указал, что его семья, состоящая из пяти человек, включая супругу С.Т.А. и троих детей, с 1984 года по настоящее время проживает в служебном жилом доме, предоставленном им совхозом имени А.Матросова. В условиях нуждаемости в улучшении жилищных условий он, как ветеран боевых действий, проходивший срочную военную службу в Афганистане, обладал правом на обеспечение жильем на основании Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
С учетом этого он неоднократно в устной форме обращался в орган местного самоуправления по вопросу постановки его семьи на соответствующий учет. Однако в ответ на указанные обращения сотрудники уполномоченного органа убеждали его в их бесперспективности ввиду отсутствия свободного жилья. В результате только в 2010 году, после обращения в Администрацию Великолукского района с соответствующими письменными заявлениями, его семья была признана малоимущей и принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Независимо от даты официального принятия указанных решений его нуждаемость в обеспечении жильем объективно имела место и до 01.01.2005г., а, следовательно, наличествуют основания для признания за ним и членами семьи соответствующего статуса, что является необходимым условием для реализации его права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика - Администрации Великолукского района иск не признал. Указал, что в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" жильем обеспечивается только те ветераны боевых действий, которые встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. Поскольку до указанной даты С.А.И. не реализовал свое право на постановку на требуемый учет, то согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" он подлежит обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Третьи лица - С.Т.А., С.Д.А., С.В.А., С.Т.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, ранее в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования.
Судом постановленоуказанное решение.
В апелляционной жалобе С.А.И., ссылаясь на обстоятельства, аналогичные приведенным в обоснование иска, просит об отмене постановленного судебного акта и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Определением от 27.09.2016г. судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде 1 инстанции.
В суде апелляционной инстанции истец поддержал заявленные исковые требования.
Представитель Администрации Псковской области возражал против удовлетворения иска. Указал, что достоверных доказательств обращения С.А.И. до 01.01.2005г. к уполномоченному органу по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилом помещении не представлено. Соответственно, как лицо, принятое на данный учет после указанной даты, истец подлежит обеспечению жильем на общих основаниях.
Представитель Администрации Великолукского района в судебное заседание не явился. В представленных письменных возражениях указывалось на необоснованность исковых требований по основаниям, аналогичным приведенным ранее.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции с учетом доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ к числу оснований влекущих безусловную отмену решения относится принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При этом в соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции.
Обращаясь в суд с настоящим иском, С.А.И. ставил вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в целях признания за ним права на обеспечение жильем на основании ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данные требования были предъявлены истцом к Администрации Великолукского района, т.е. к органу местного самоуправления.
Однако согласно положениям ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передала полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений Закона, рассмотрение заявленного С.А.И. спора о праве требовало привлечения к участию в деле Администрации Псковской области, как органа исполнительной власти субъекта РФ -Псковской области.
Тем не менее, в ходе судебного разбирательства этот вопрос судом разрешен не был, в результате чего исковые требования были рассмотрены без привлечения органа, чьи права и интересы объективно затрагивались.
В этих условиях и в соответствии с вышеприведенной нормой процессуального закона постановленное решение подлежит отмене.
При разрешении заявленных исковых требований по существу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По результатам изучения жалобы Скитовича С.А., оспаривавшего конституционности данной нормы, Конституционный Суд РФ в своем определении N 236-О от 04.02.2014г. указал, что, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Такое правовое регулирование было предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года. С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Исходя из этого был сделан вывод об отсутствии оснований полагать, что подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" нарушаются конституционные права заявителя, который, как следует из представленных материалов, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и потому имеет право на предоставление жилья по договору социального найма на общих основаниях.
По настоящему делу установлено, что в период с 1980 по 1982г. С.А.И. проходил срочную военную службу в Республике Афганистан и соответственно он является ветераном боевых действий в силу положений ч.1 ст.3 Федерального закона "О ветеранах".
В условиях проживания семьи С.А.И. с 1984г. в жилом доме в дер. "****", предоставленном совхозом им. А.Матросова на основании ордера на служебное жилое помещение, и в отсутствие иного жилья потенциальная нуждаемость истца в обеспечении жильем действительно имела место.
В тоже время закон предусматривает заявительный порядок реализации гражданином соответствующего права.
В данном случае обращение С.А.И. с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении последовало лишь в 2010г. и в результате требуемое решение органа местного самоуправления, оформленное постановлением Администрации Великолукского района N 471, было принято 20.04.2010г.
Доводы истца о том, что до 01.01.2005г. он устно обращался по вопросу постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрацию Великолукского района, но был введен в заблуждение разъяснениями, данными сотрудниками этого органа, не могут быть приняты во внимание.
Исходя из установленных п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах" условий возникновения у гражданина права на обеспечение жильем указанные доводы по сути не имеют юридического значение, а, кроме того, они ничем объективно не подтверждены.
Сами по себе показания допрошенного в суде апелляционной инстанции свидетеля С.Н.И., подтвердившей факт письменного обращения С.А.И. в начале 2000-х годов в администрацию сельского поселения "Черпесская волость" по вопросу предоставления ему иного жилья взамен занимаемого, обоснованности правопритязаний истца не доказывают. Тем более, что данный орган местного самоуправления не наделен полномочиями по решению вопроса о принятии граждан на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, не будучи поставленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г., С.А.И. не приобрел право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Жилое помещение ему должно быть предоставлено по договору социального найма на общих основаниях.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.328, 329, п.4 ч.4, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского районного суда от 21 июля 2016г. отменить.
Постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска С.А.И. к Администрации Великолукского района и Администрации Псковской области о признании его и членов семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и о признании за ним, как участником боевых действий в Афганистане, права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Председательствующий: А.А. Лебедев
Судьи М.М. Анашкина
О.Л. Ениславская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.