Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего : Яроцкой Н.В.,
судей: Ельчаниновой Г.А.,, Мальгиной М.И.,
при секретаре : Гурьяновой О.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Великие Луки на решение Великолукского городского суда Псковской области от 07 июля 2016 года, которым постановлено:
"Иск Н.Е.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию города Великие Луки предоставить Н.Е.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, не менее учетной нормы на одного человека, находящееся в черте города Великие Луки без учета дополнительной площади в срок до 01 января 2017 года. В иске к Администрации Псковской области отказать.
Взыскать с Администрации города Великие Луки в пользу Н.Е.А. судебные расходы за услуги представителя в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей, в остальной части отказать".
Выслушав доклад судьи Мальгиной М.И., объяснения представителя Администрации города Великие Луки Н.А.Г., представителя истца Н.Е.А. по доверенности Б.Н.Н., представителя Администрации Псковской области Б.И.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.Е.А. ( ... ) года рождения, от имени которой действует на основании доверенности Б.Н.Н., обратилась в суд с иском к Администрации г. Великие Луки Псковской области, Администрации Псковской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указывая, что на основании решений исполкома Великолукского городского Совета народных депутатов от 05.02.1987г. N 42 и от 17.05.1990г. N 189 истица в составе семьи отца Н.А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Истец является инвалидом 2 группы с детства, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а также право на дополнительную жилую площадь.
В настоящее время она проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: "****", общей площадью 62,4 кв.м., в том числе жилой - 39,4 кв.м., предоставленной ее матери на основании договора социального найма от 19.02.2013г., в которой на регистрационном учете по месту жительства состоят и фактически проживают еще 6 человек, включая семьи ее братьев с несовершеннолетними детьми.
Поскольку неоднократные обращения с просьбами о внеочередном обеспечении истицы жильем оставлены ответчиком - Администрацией города Великие Луки, без удовлетворения, состояние ее здоровья в последнее время ухудшилось, что негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии остальных лиц, проживающих с ней в одном жилом помещении, просит суд обязать Администрацию города Великие Луки либо Администрацию Псковской области в срок до 01 января 2017 года предоставить ей вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Великие Луки Псковской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее учетной нормы на одного человека по г.Великие Луки Псковской области, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Истец в судебное заседание не явилась, воспользовавшись правом ведения дела через представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Б.Н.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Н.А.А. - третье лицо на стороне истца, в судебном заседании иск поддержал, пояснив, что в квартире в настоящее время проживает несколько семей, в том числе семьи братьев истца с несовершеннолетними детьми.
Представитель ответчика - Администрации г. Великие Луки Псковской области по доверенности Н.А.Г. иск не признал, ссылаясь на то, что обеспечение истца жилым помещением в силу норм ст.49 Жилищного кодекса РФ, а также положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Псковской области, в связи с чем Администрация г. Великие Луки является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представитель ответчика - Администрации Псковской области, извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором заявленные требования не признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представив ходатайство о рассмотрении дела без их участия, заявленные требования поддержали в полном объеме. В соответствии с положениями ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрацией г. Великие Луки Псковской области поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов действительным обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Псковской области, поскольку в соответствии с положениями действующего законодательства - Федерального закона от 24.11.1995 N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. ст. 14, 19, 49, 51, 57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, полномочия которого по обеспечению жильем указанной категории граждан органу местного самоуправления в установленном порядке не передавались. Не оспаривая в целом право истицы на внеочередное предоставление ей жилого помещения, полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на орган местного самоуправления, поскольку истица относится к иной категории граждан, нуждающихся в жилом помещении, - инвалидам, и в этой связи обязанность по обеспечению ее жильем лежит на органе государственной власти субъекта РФ, а не на органе местного самоуправления, как ошибочно посчитал суд.
Кроме того, апеллянт в жалобе указывает, что факт отсутствия нормативно-правовых актов субъекта РФ, регулирующих спорные правоотношения, не могут служить основанием для отказа истцу в реализации жилищных прав в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца по доверенности Б.Н.Н. указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и несостоятельность доводов заявителя, которым в решении судом дана оценка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Великие Луки Н.А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца по доверенности Б.Н.Н. выразила согласие с выводами суда первой инстанции, указывая, что доводы апеллянта являлись предметом оценки суда первой инстанции и их несостоятельность мотивирована судом в решении.
Представитель соответчика Администрации Псковской области Б.И.Н. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оснований для возложения на органы государственной власти субъекта РФ обязанности по внеочередному обеспечению истицы жильем не имеется, поскольку она была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 года органом местного самоуправления.
Иные участвующие в деле лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы гражданского дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Таким образом, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающимся.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2006 г. N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно представленной истцом в материалы дела справки, выданной 06.04.2016г. ЦВК поликлиники N 1 ГБУЗ Псковской области "Великолукская межрайонная больница", Н.Е.А., ( ... ) года рождения, имеет заболевание, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, входящее в Перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 (л.д.29).
Удовлетворяя исковые требования, заявленные истцом к Администрации г. Великие Луки, суд руководствовался положениями ст. 49, 57 Жилищного кодекса РФ, признал установленным факт нарушения ответчиком Администрацией г. Великие Луки права Н.Е.А. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, учитывая наличие для этого оснований в силу положений п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по предоставлению истице во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на Администрацию города Великие Луки Псковской области - собственника муниципального жилищного фонда.
Такие выводы суда первой инстанции соответствуют нормам жилищного законодательства и признаются судебной коллегией правильными, а доводы, приведенные в апелляционной жалобы, не основанными на законе и не влекущими отмену решения.
Разъясняя конституционный смысл гарантии, предусмотренной п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Конституционный Суд РФ указал, что согласно указанной норме правом на внеочередное предоставление жилых помещений обладают граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (Определение Конституционного Суда РФ N 560-О от 20.03.2014 г.).
Из Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 следует, что критерием включения заболеваний в утвержденный им Перечень является именно их характер, обуславливающий невозможность совместного проживания граждан в одной квартире, безотносительно от наличия или отсутствия между ними родственных или семейных связей.
Таким образом, законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой включенного в Перечень N 378 заболевания, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходит из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют такому заболеванию.
Истица в собственности жилья не имеет, проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства в трехкомнатной квартире, общей площадью 62,4 кв.м., расположенной по адресу: "****", предоставленной по договору социального найма в порядке расселения аварийного и ветхого жилья матери истицы - Н.Г.В. на состав семьи 7 человек, включая Н.Е.А.
В настоящее время по указанному адресу проживают и зарегистрированы по месту жительства согласно выписке из лицевого счета: наниматель Н.Г.В., ее супруг Н.А.А., их дочь - истец Н.Е.А., брат истицы Н.В.А. со своим несовершеннолетним сыном Н.Н.В., ( ... ) года рождения, а также брат Н.А.А. со своей несовершеннолетней дочерью Н.З.В., ( ... ) года рождения (л.д.22).
Решением исполкома Великолукского городского Совета народных депутатов от 05.02.1987 г. N 42 отец истицы Н.А.А. составом семьи 4 человека был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а решением исполкома N 189 от 17.09.1990 года в состав членов семьи Н.А.А. включена его дочь Н.Е.А., "данные изъяты" года рождения (л.д. 20-21).
Между тем, как установлено из постановления Администрации г. Великие Луки от 01.02.2013 N 223, жилое помещение - трехкомнатная квартира, общей площадью 62,4 кв.м., расположенная по адресу: "****", предоставлена Н.Г.В. на состав семьи 7 человек, включая истицу, без снятия семьи Н.А.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д.73).
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные по данному делу требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Н.Е.А. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поскольку в занимаемом ею жилом помещении фактически проживает несколько семей, в том числе, семьи ее братьев, имеющих несовершеннолетних детей. При этом возможность выделить истице отдельную комнату для проживания отсутствует.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Администрации г. Великие Луки Псковской области о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Принимая решение об удовлетворении требования Н.Е.А. к Администрации города Великие Луки Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения, суд первой инстанции руководствовался пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, к которым относится и заболевание, имеющееся у истицы.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". До 01 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Поскольку по общему правилу, а также в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относится к компетенции органов местного самоуправления, обеспечение граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного Перечнем, как признанных малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ, так и приобретших право на обеспечение жильем по указанному основанию ранее по нормам Жилищного кодекса РСФСР возложено на орган местного самоуправления и жилые помещения предоставляются из муниципального жилищного фонда.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке, учитывает, что обеспечение жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодательством.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы по сути повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, а также влияли бы на законность и обоснованность судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 07 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Великие Луки Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В. Яроцкая
Судьи: Г.А. Ельчанинова
М.И. Мальгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.