Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи Босси Н.А.,
судей: Бучневой О.А., Малининой О.Н.,
при секретаре: Калугиной И.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 5 октября 2016 года гражданское дело по иску Варфоломеева С.А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, и о назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Варфоломеева С.А. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 4 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Варфоломеев С.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в стаж для назначения льготной пенсии по старости и о назначении пенсии, указав в обоснование, что решением ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 29.01.2016 г. N 43 ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В его льготный стаж не включены периоды работы:
с 30.10.1987 г. по 09.03.1989 г. в должности младшего медицинского брата в отделении реанимации и интенсивной терапии в ***, поскольку данная должность не предусмотрена номенклатурой должностей, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. N 337 и Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464. Кроме того, не подтверждается стаж на соответствующих видах работ;
с 18.10.1990 г. по 01.03.1992 г. в должности медицинской сестры милосердия в ***, ссылаясь на то, что данная должность не предусмотрена номенклатурами должностей, утвержденными Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. N 337 и от 03.11.1999 г. N 395, поскольку должность и учреждение не предусмотрены номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утв. Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. N377 и номенклатурой учреждений здравоохранения, утв. Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. N395;
с 05.05.1999 г. по 30.08.2009 г. в должности психиатра-нарколога в ***, поскольку данные должность и учреждение не предусмотрены в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 и от 29.01.2002 г. N781, номенклатурой должностей, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. N 395. Также в трудовой книжке указано не полное наименование должности, работа не подтверждена сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, в период с 01.04.1983 г. по 28.03.1985 г. он проходил срочную военную службу в рядах Советской армии. Считает, что данный период подлежит включению в его специальный стаж, исчислив при этом как один месяц за три.
Считая отказ ответчика в назначении пенсии незаконным, просил включить указанные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, а также назначить досрочную пенсию с момента возникновения права.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 4 июля 2016 года исковые требования Варфоломеева С.А. удовлетворены частично. В его стаж для назначения досрочной пенсии включены периоды работы с 30.10.1987 г. по 09.03.1989 г. в должности младшего медицинского брата в отделении реанимации и интенсивной терапии ***, с 01.04.1983 г. по 28.03.1985 г. - срочная служба в Советской Армии. В удовлетворении иска о включении в стаж для назначения досрочной пенсии иных периодов работы и о назначении досрочной страховой пенсии отказано.
На указанное решение суда Варфоломеевым С.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в части отказа в иске о включении в стаж для назначения досрочной пенсии периодов работы с 18.10.1990 г. по 01.03.1992 г. в должности медицинской сестры милосердия в *** и с 05.05.1999 по 30.08.2009 г. в должности врача психиатра-нарколога в ***, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Ссылается на то, что при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего как во время выполнения указанной работы, так и на момент обращения за пенсией. В период до 01.10.1993 г. действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение в стаж работы врачей и других работников здравоохранения, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы по специальности в системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Кроме того, в указанный период действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464. В Списке, утвержденном данным Постановлением поименованы врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Должность медсестры в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Минздрава РФ N 377 от 15.10.1999 г., применяемой при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 г., относится к среднему медперсоналу.
Не согласен с выводами суда в части отказа во включении в льготный стаж периода работы с 05.05.1999 по 30.08.2009 г. в должности психиатра-нарколога в ***.
Указывает, что им представлены документы, свидетельствующие о том, что осуществляемая им деятельность в спорный период времени относилась к медицинской, а именно, Устав ***, лицензия на осуществление медицинской деятельности, должностные инструкции.
Ссылается на то, что поскольку Положением "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 г. N 867, в ***, предусмотрен как штатный врач, так и врач, закрепленный органом здравоохранения, невключение вышеуказанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, будет нарушать его права, как высококвалифицированного медицинского работника, оказывавшего квалифицированную медицинскую помощь детям. По мнению автора жалобы, данное обстоятельство оспаривает вывод суда о том, что нормы законодательства не предусматривали зачет в специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии работу медиком в образовательном учреждении.
Кроме того, не согласен с выводом суда об отсутствии сведений о социальной направленности центра. По мнению автора жалобы, само наименование *** свидетельствует об обратном.
Проверив материалы дела, выслушав Варфоломеева С.А., поддержавшего жалобу, представителя ГУ- Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Герасимову А.Г., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.Решение суда обжалуется только в части отказа в удовлетворении исковых требований во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы с 18.10.1990 г. по 01.03.1992 г. и с 05.05.1999 по 30.08.2009 г. и именно в этой части является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч.4 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 18.10.1990 г. по 01.03.1992 г. в должности медицинской сестры милосердия в ***, суд первой инстанции исходил из того, что ни указанная должность, ни указанное учреждение не соответствуют Спискам ... , утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066. В соответствии с действующим в спорный период постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464, в специальный стаж для назначения досрочной пенсии включалась работа среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Истец, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представил доказательств того, что *** относился к перечисленным учреждениям, также как и спорная должность к среднему медперсоналу.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для включения указанного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Доводами жалобы выводы суда не опровергнуты.
Действительно в спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Данным Положением предусматривалось, что работа по специальности в системе обществ Красного Креста Красного Полумесяца давала работникам здравоохранения право на пенсию за выслугу лет, с условием, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в указанных учреждениях, организациях, должностях.
Однако, у Варфоломеева С.А. на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, отсутствует 2/3 стажа работы, требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным Положением, проработанного в учреждениях, организациях, должностях, включенных в соответствующие Списки, что свидетельствует об отсутствии возможности включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, указанного периода.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 05.05.1999 г. по 30.08.2009 г. в должности психиатра-нарколога в ***, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанная организация является образовательным учреждением для детей. Нормы действующего в период работы истца пенсионного законодательства (постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066) не предусматривали зачет в специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии работу медицинским работником в образовательном учреждении, а только в определенном учреждении социального обслуживания. Доказательств того, что упомянутый Центр относился к учреждениям социального обслуживания суду не представлено.
Доводы жалобы Варфоломеева С.А. в данной части основаны на неправильном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не опровергают того обстоятельства, что *** является образовательным учреждением. Наличие у учреждения лицензии на осуществление медицинской деятельности не изменяет направление деятельности учреждения.
Кроме того, следует отметить, что действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 22.09.1999г. N 1066, постановлением от 29.10.2002 года N 781 утвердило соответствующие Списки, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. При этом в основу дифференциации названных понятий были положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных должностях и учреждениях, а не только с определенным видом деятельности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца у судебной коллегии не имеется.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований о назначении такой пенсии.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 4 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Варфоломеева С.А. -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.