Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 07 июля 2016 г. по делу N 33а-1013/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Коронца А.А.,
судей Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца по доверенности - Алёхина О.Н. на решение Владимирского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Картышкова ФИО12 об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Владимир) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье"), связанного с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, 14 января 2015 года начальник отделения "Западрегионжилье" отказал Картышкову в принятии на учет нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, поскольку административный истец и его супруга обеспечены жильем по месту прохождения им военной службы. Полагая, что таким решением его права были нарушены, истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения "Западрегионжилье" от 14 января 2016 года N N об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, а также возложить обязанность на указанное должностное лицо отменить данное решение и включить его с членами семьи в список на предоставление служебных жилых помещений.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Картышкова отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с судебным актом, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывает, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что единственным условием для предоставления военнослужащим служебного жилого помещения является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населённом пункте, в связи с чем, его доверитель с супругой не имеют такого права.
Автор жалобы полагает, что судом не принято во внимание положения постановления Пленума Верховного Суда от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а также пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с чем, ссылка на части 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ является ошибочной.
Представитель административного истца обращает внимание, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, обладает регулятивными и охранительными функциями. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения прав граждан на получение жилья, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Автор утверждает, что суд неправильно определилуровень обеспеченности Картышкова и его супруги жилым помещением.
Кроме того, отмечает, что в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, для предоставления служебного жилого помещения законодательство не содержит такого условия, как прибытие военнослужащего к новому месту военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что административный истец обеспечен по месту прохождения военной службы жилым помещение по нормам, предусмотренным действующим законодательством.
Однако, судом без внимания было оставлено следующее.
По смыслу части 2 статьи 4 ЖК РФ, устанавливаемые Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, и служебные жилые помещения.
Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещенийИнструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция).
В пункте 5 данной Инструкции отражено, что военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности.
Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа.
Согласно пункту 8 данной Инструкции, военнослужащим, ранее обеспеченным служебными жилыми помещениями в близлежащих населенных пунктах, предоставляются по мере возможности служебные жилые помещения по месту прохождения военной службы в соответствии с настоящей Инструкцией.
Анализ приведенного законодательства позволяет придти к выводу, что единственным основанием, для признания военнослужащего нуждающимся в получении служебного жилья является отсутствие у него в собственности, пользовании или владении какого-либо жилого помещения в населенном пункте, в котором он проходит военную службу. При этом указание в абзаце втором пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на обеспечение жильем военнослужащих, прибывших к новому месту военной службы, относится не к условиям (основаниям) признания их нуждающимися в жилом помещении, а к указанному в Законе сроку обеспечения. Наличие же у военнослужащего жилья в близлежащих населённых пунктах не является препятствием для признания его нуждающимся в получении служебного жилья и обеспечения таковым. Более того, даже обеспечение военнослужащего жилищными органами Министерства обороны Российской Федерации служебными жилыми помещениями в населённых пунктах отличных от его места службы также не лишает его права находиться в списке на предоставление служебных жилых помещений, а лишь не позволяет претендовать на получение денежной компенсации за наём жилья, как альтернативному виду жилищного обеспечения.
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума ВС РСФСР от 17 августа 1982 года, населенные пункты делятся на городские и сельские.
В статье 83 ЗК РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В статье 9 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отражено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов.
Из содержания Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО), утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31 июля 1995 года N 413 следует, что ОКАТО входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.
К третьему уровню классификации относятся: внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного значения (подчинения); города районного значения (подчинения); поселки городского типа районного подчинения; сельсоветы; сельские населенные пункты, к которым относятся, в том числе и поселки.
Изложенное свидетельствует, что города районного значения (подчинения) и посёлки относятся к третьему уровню классификации административно-территориального деления и являются разными населёнными пунктами.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, "данные изъяты" Картышков находится на военной службе с 21 июня 2013 года, которую с этого же числа проходит по контракту в войсковой части N, дислоцирующейся в "адрес" К членам его семьи относится жена - Карштышкова Е.А., брак с которой был заключен в 2013 году. Каким-либо жилым помещением, государственным жилищным сертификатом, финансовой помощью или беспроцентной ссудой на строительство (приобретение) жилья военнослужащий за счет Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался. С 1994 года административный истец зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 62,9 кв.м., принадлежащем на праве собственности его матери - Картышковой Н.В. по адресу: "адрес" Его жена с 1995 года зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 63,1 кв.м. по адресу: "адрес". Несмотря на то, что г. "адрес" и п. "адрес", "адрес" р-на не имеют даже общих границ, 14 января 2015 года начальник отделения "Западрегионжилье" отказал Картышкову в принятии на учет нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, мотивируя принятое решение обеспеченностью административного истца и его супруги жильем по месту прохождения военной службы.
Таким образом, поскольку вопреки выводам суда первой инстанции, административный истец и его жена обеспечены жилыми помещениями, находящимися за пределами населённого пункта, в котором Картышков проходит военную службу, сведений же о наличии у него или членов его семьи какого-либо жилого помещения именно по месту службы суду не сообщено, соответствующих доказательств не представлено, то судебная коллегия находит оспариваемое решение начальника отделения "Западрегионжилье" от 14 января 2016 года N N незаконным и подлежащим отмене.
В то же время, поскольку по смыслу пункта 5 ранее приведенной Инструкции, вопрос о признании военнослужащих нуждающимися в служебных жилых помещениях осуществляется исключительно уполномоченным органом (его структурными подразделениями), и суд не вправе его собою подменять, то требование Картышкова именно о включении его с членами семьи в список на предоставление служебных жилых помещений удовлетворению не подлежит.
В этой связи, для восстановления нарушенных прав военнослужащего судебная коллегия полагает необходимым возложить обязанность на начальника отделения "Западрегионжилье" повторно рассмотреть вопрос о включении Картышкова с женой в список на предоставление служебных жилых помещений.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права, подлежит отмене, а административное исковое заявление - частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, а также ст.ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владимирского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2016 года по административному исковому заявлению Картышкова ФИО12 об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Владимир) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права - отменить, и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Картышкова ФИО12 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. Владимир) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 14 января 2016 года N N об отказе в принятии Картышкова С.В. с членами семьи на учёт нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями.
Обязать начальника отделения (территориальное, г. Владимир) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить принятое им 14 января 2016 года решение N N в части Картышкова С.В. и членов его семьи касающееся и повторно рассмотреть вопрос о включении их в список на предоставление служебных жилых помещений.
В удовлетворении административного искового заявления Картышкова С.В. о включении его с членами семьи в список на предоставление служебных жилых помещений - отказать.
Подписи
Верно
Председательствующий А.А. Коронец
Секретарь судебного заседания Р.Х. Файзуллин
7.07.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.