Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 июля 2016 г. по делу N 33а-1047/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Зинюшина Н.Н. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Тверского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Левшина ФИО7 об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Тверь) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье"), связанного с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Левшин находился на военной службе с 1982 года. В связи с увольнением с военной службы по истечению срока контракта о прохождении военной службы административный истец в феврале 2003 года исключен из списков личного состава воинской части. Поскольку на день увольнения с военной службы он был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по нормам, установленным действующим законодательствам, а также им были поданы документы на получение государственного жилищного сертификата, как подлежащего отселению из закрытого военного городка, который в настоящее время является открытым, решением начальника отделения "Западрегионжилье" от 3 апреля 2013 года Левшину отказано в принятии его с членами семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Полагая, что таким решением, о котором он узнал лишь в марте 2016 года, его права нарушены, Левшин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения "Западрегионжилье" от 3 апреля 2013 года N N об отказе в принятии его с членами семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать указанное должностное лицо принять их на жилищный учет.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Левшина отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным актом, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывает, что суд первой инстанции ошибочно пришёл к выводу об обеспеченности его на день увольнения с военной службы жилым помещением по нормам, установленным действующим законодательством. Поскольку военнослужащим жильё предоставляется в размере от 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, то он с составом семьи 3 человека должен был быть обеспечен квартирой общей площадью не менее 54 кв.м. Вместе с тем, занимаемое им до 2010 года жильё имело общую площадь 41.8 кв.м. Служебное же жилое помещение, в котором он проживает в настоящее время, имеет общую площадь 48.4 кв.м., что также меньше положенного.
Левшин утверждает, что на момент увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Автор жалобы полагает, что суд в своем решении незаконно лишил его права выбора места жительства после увольнения с военной службы, гарантированного действующим законодательством.
Административный истец обращает внимание, что им дано нотариально заверенное обязательство о сдаче занимаемого служебного жилого помещения после предоставления ему жилого помещения для постоянного проживания.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии пунктами 1, 13 и 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) в редакции по состоянию на февраль 2003 года, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Порядок признания и обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по избранному месту жительства в 2003 году регламентировались Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.
Анализ приведенного законодательства позволяет придти к выводу, что нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, могут быть признаны только военнослужащие, изъявившие в период прохождения военной службы соответствующее желание.
В силу положений действовавших по состоянию на 2003 год нормативных правовых актов, лишь военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями могли быть признаны нуждающимися и быть обеспеченными жилыми помещениями именно по избранному месту жительства, отличному от прохождения военной службы. Реализация таких прав была возложена на органы местного самоуправления. Военнослужащие же уволенные с военной службы по иным основаниям при признании их нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями обеспечивались таковыми исключительно по месту прохождения военной службы.
Изменение положений Федерального закона, произошедшие до 2013 года, предусматривают, что правом на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства за счёт органов военного управления обладают только военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы после 1 января 2005 года.
Согласно пункту 14 статьи 15 ранее приведенного порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания разделов 1, 2 и 4 действовавшей по октябрь 2004 года Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71, пункта 4 действовавших до апрель 2006 года Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 522, а также действовавшего по июль 2011 года подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, следует, что до 2010 года включительно дополнительным основанием для реализации жилищных прав военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, при условии отсутствия у них льготных оснований увольнения, являлось их проживание на территории закрытого военного городка. Единственной формой жилищного обеспечения таких военнослужащих являлось предоставление им государственного жилищного сертификата, которые они могли получить как через органы военного управления, так и через органы местного самоуправления в которых они подлежали постановке на жилищный учет на основании своего волеизъявления.
В соответствии с решениями Собрания депутатов Бежецкого района от 28 февраля 2006 года N 125 и от 26 февраля 2008 года N 259 учетная норма жилого помещения с февраля 2006 года на территории всего Бежецкого р-на Тверской обл. установлена в размере не более 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, а с февраля 2008 года - не более 12 кв.м.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 349-р п. Дорохово Бежецкого р-на Тверской обл. исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, капитан Левшин находился на военной службе с 1982 года. С 1991 года он проходил военную службу в войсковой части N, дислоцировавшейся в "адрес". Приказом командира войсковой части N от 31 октября 2002 года N N административный истец уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы. На основании приказа командира войсковой части N от 19 февраля 2003 года Левшин с 27 февраля того же года исключен из списков личного состава части. После увольнения с военной службы административный истец стал работать в войсковой части N, также дислоцировавшейся в "адрес" в качестве гражданского персонала. В период с 1992 года по ноябрь 2010 года Левшин проживал с составом семьи 3 человека: "данные изъяты", в предоставленном органом военного управления жилом помещении, предназначенном для постоянного проживания, общей площадью 41.8 кв.м., по адресу: "адрес". В связи с увольнением с военной службы и проживанием в закрытом военном городке Левшин через войсковые части N и N был включен в списки граждан, подлежащих отселению из закрытого военного городка и обеспечению по указанному основанию государственным жилищным сертификатом, за 2009 и 2010 годы с отметками о наступлении данного основания 27 февраля 2003 года и датой постановки на учет лиц, изъявивших желание получить сертификат по мотиву проживания в закрытом военном городке - 25 января 2010 года. После исключения п. Дорохово из Перечня закрытых военных городков решением жилищной комиссии войсковой части N административный истец, как гражданский персонал части, в условиях обеспеченности постоянным жильем более учетной нормы, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и его семье в том же населённом пункте было предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 48.4 кв.м., в к котором они с ноября 2010 года зарегистрированы и проживают. Жилое помещение по адресу: "адрес" они сдали в органы военного управления.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что суду какое-либо решение жилищного органа, неотмененное до настоящего времени, о признании Левшина в период прохождения военной службы нуждающимся в обеспечении за счёт средств органов военного управления жилым помещением по избранному месту жительства не представлено, административный истец уволен с военной службы в 2002 году по истечению срока контракта о прохождении военной службы, в связи с чем, права на получение жилого помещения по избранному месту жительства от органов военного управления не имел, на день исключения из списков личного состава части был обеспечен по месту прохождения военной службы жилым помещением для постоянного проживания общей площадью более учетной нормы, а в 2010 году у него возникло право приобрести данное жильё в собственность, однако, он совершил его отчуждение, то вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, пришёл к верному выводу об отсутствии у административного истца права находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях, обоснованно отказав ему в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что занимаемое административным истцом до 2010 года жилое помещение было менее нормы предоставления, а соответственно, он нуждался улучшении жилищных условий, судебная коллегия находит не состоятельными, так как основанием для признания гражданина нуждающимся в получении жилья является его обеспеченность таковым менее учетной нормы, а не нормы предоставления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2016 года по административному исковому заявлению Левшина ФИО7 об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Тверь) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий А.А. Караблин
Секретарь судебного заседания Е.А. Иванова
14.07.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.