Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 28 июля 2016 г. по делу N 33а-1106/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Зинюшина Н.Н. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Мусатовой Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 24 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Самсоновой ФИО7 об оспаривании решения командующего войсками и комиссии Приволжского регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ПРК ВВ МВД России) по выдаче удостоверений ветерана боевых действий, связанного с отказом в выдаче административному истцу удостоверения ветерана боевых действий.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, 21 марта 2016 года военнослужащему войсковой части N Самсоновой в связи с отсутствием каких-либо сведений, подтверждающих факт её непосредственного участия в боевых действиях в период военной службы на территории Республики "адрес", решением комиссии ПРК ВВ МВД России по выдаче удостоверений ветерана боевых действий, утвержденным командующим войсками ПРК ВВ МВД России, было отказано в выдаче такого документа. Полагая, что её права были нарушены, Самсонова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
-признать незаконным решение командующего войсками и комиссии ПРК ВВ МВД России по выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 21 марта 2016 года, оформленного протоколом заседания N N, об отказе в выдаче ей удостоверения ветерана боевых действий;
-обязать командующего войсками и комиссию ПРК ВВ МВД России по выдаче удостоверений ветерана боевых действий отменить принятое ими 21 марта 2016 года решение, оформленное протоколом заседания N N, в части её касающееся, и повторно рассмотреть вопрос о выдаче ей удостоверения ветерана боевых действий.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Самсоновой отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, указала, что в судебном заседании вопрос законности или незаконности основания для отказа в выдаче ей комиссией удостоверения ветерана боевых действий не рассматривался.
Автор жалобы полагает, что поскольку оспариваемый отказ комиссии был основан лишь на приказе Министра внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 года N 282, то ссылка суда первой инстанции на постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 и от 13 декабря 2003 года N 763, а также на приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9 незаконна. Указанные нормативные правовые акты не являлись предметом спора и не регулируют спорные правоотношения.
Самсонова считает, что суд первой инстанции дал неверную оценку её доводам, касающимся содержания пункта 13 Послужного списка, согласно которому она в период с ДД.ММ.ГГГГ года выполняла задачи по нормализации обстановки на территории Республики "адрес", а также архивной справке Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации из которой следует, что личный состав войсковой части полевая почта N с ДД.ММ.ГГГГ года принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике "адрес".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, и военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону, в разделе III которого указано выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики "адрес": сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", правительство Российской Федерации определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Из содержания пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" следует, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальник штабов, оперативных и иных групп.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации и в Министерстве внутренних дел Российской Федерации определены приказами Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N N и Министра внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 года N 282 соответственно. Условием оформления и выдачи удостоверений является предоставление военнослужащим документов, в том числе справок архивных документов, подтверждающих его непостредственное участие в боевых действиях или в иных мероприятиях, определённых законом.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Самсонова, проходя военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ года являлась военнослужащим войсковой части N, дислоцировавшейся в Республике Таджикистан. 28 января 2016 года она обратилась к врио командира войсковой части N, военнослужащим которой является в настоящее время, с рапортом о выдаче ей удостоверения ветерана боевых действий. Поскольку в поступившей архивной справке было указано, что сведений об участии личного состава войсковой части 28804 в боевых действиях в Республике Таджикистан не отражено, решением командующего войсками и комиссии ПРК ВВ МВД России по выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 21 марта 2016 года, оформленного протоколом заседания N N, в удовлетворении её рапорта было отказано.
Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что ветеранами боевых действий являются не все военнослужащие, проходившие военную службу в других государствах в период введённого там чрезвычайного положения, либо отнесения их к зоне вооруженного конфликта, а только принимавшие непосредственное участие в боевых действиях или в мероприятиях, определённых законом, на основании соответствующих приказов командования, устанавливающих цели и периоды такого участия, и поскольку Самсоновой надлежащих доказательств такого участия в выполнении соответствующих задач при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан не представлено, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки утверждению в жалобе, суд первой инстанции обоснованно привел в решении соответствующие нормативные правовые акты, которыми он руководствовался при его принятии.
Обстоятельствам указания в послужном списке Самсоновой о выполнении задач по нормализации обстановки на территории Республики "адрес" судом первой инстанции дана надлежащая оценка при вынесении решения по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 24 мая 2016 года по административному исковому заявлению Самсоновой ФИО7, оставить без изменения, а её апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий А.А. Караблин
Секретарь судебного заседания Е.О. Мусатова
28.07.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.