Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 28 июля 2016 г. по делу N 33а-1109/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Зинюшина Н.Н. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Мусатовой Е.О.,
с участием административного истца Улыбашева М.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Брянского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего N военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1270 ВП МО РФ) "данные изъяты" Улыбашева ФИО10 об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - "Западрегионжилье"), связанного с отказом в предоставлении административному истцу распределенного жилого помещения в собственность бесплатно, а также снятием его с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., а также объяснения административного истца в обоснование поданной им апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Улыбашев, после приобретения его сыном, совместно с ним проживающим, в 2014 году жилого помещения общей площадью 62,6 кв.м., стал обеспечен жилым помещением более как учетной нормы, так и нормы предоставления, поскольку на семью из 5 человек приходится 120,4 кв.м. общей площади жилого помещения. В этой связи, 16 декабря 2015 года административному истцу решением заместителя начальника "Западрегионжилье" отказано в предоставлении распределенного на состав семьи 3 человека жилого помещения общей площадью 37,8 кв.м., с оплатой за счет собственных средств площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, в "адрес". Кроме того, данным решением структурного подразделения уполномоченного органа военнослужащий снят с жилищного учета. Полагая, что его права были нарушены, Улыбашев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным решение заместителя начальника "Западрегионжилье" от 16 декабря 2015 года N N об отказе в предоставлении ему жилого помещения в собственность бесплатно и о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания;
-обязать заместителя начальника "Западрегионжилье" отменить принятое им 16 декабря 2015 года решение N N в части его касающейся, восстановив с членами семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также предоставить распределённое на состав семьи 4 человека жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", с доплатой за превышение общей площади жилого помещения на 14.6 кв.м. из собственных средств, в размере "данные изъяты".
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Улыбашева отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в части, касающейся восстановления его на жилищном учет.
В обоснование жалобы он указал, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об обеспеченности его жилым помещением по нормам, предусмотренным действующим законодательством. В 1994 году ему на состав семьи 4 человека была предоставлена квартира общей площадью 57.8 кв.м. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 постановления Администрации Брянской области от 11 апреля 1994 года N 201 "Об Утверждении социальной нормы площади жилья" определяющим, что социальная норма площади жилья (в квадратных метрах общей площади помещения) на территории Брянской области для городов, рабочих поселков, поселков - райцентров составляет 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи и 10 кв.м. общей площади дополнительно на семью в целом, он, с учетом права его жены, как инвалида, на дополнительную площадь, подлежал обеспечению жилым помещением общей площадью не менее 92 кв.м. В этой связи, он был оставлен на жилищному учёте с правом на обеспечение постоянным жилым помещением. До настоящего времени жилищные условия для него, его супруги и дочери не изменились.
Автор жалобы обращает внимание на то, что он каких-либо имущественных прав на приобретённое сыном жилое помещение не имеет. В 2014 году его сын утратил право нахождения на жилищном учете, о чем он уведомил жилищные органы.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 действовавшей по состоянию на 26 апреля 1994 года редакции Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-I "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу.
Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных настоящим Законом и жилищным законодательством.
Согласно статьям 38 и 39 ЖК РСФСР в редакции по состоянию на 26 апреля 1994 года, норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством Союза ССР.
Подпунктом "а" пункта 1 и подпунктом 2 Постановления ВЦИК и СНУ от 28 февраля 1930 года "О праве пользования дополнительной жилой площадью" и пунктом 2 раздела "Б" Списка болезней, дающих лицам, страдающим ими, право пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, утвержденного циркуляром НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15, установлено право на дополнительную жилую площадь сверх установленной общей нормы жилой площади, в виде 10 кв.м. лицам, страдающим тяжёлым расстройством дыхания вследствие эмфиземы легких и астмы.
В части 1 статьи 32 ЖК РСФСР закреплено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Частью 2 статьи 32 ЖК РСФСР определено, что снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, и в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" определено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Из содержания статей 31 и 69 ЖК РФ следует, что к членам семьи нанимателя, собственника жилого помещения относятся в том числе и совместно с ними проживающие дети.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Улышашев находится на военной службе с 1977 года, с 1990 года проходит военную службу по контракту в N ВП МО РФ. 26 апреля 1994 года жилищной комиссией военного представительства административному истцу было распределено на состав семьи 4 человека: он, жена и двое детей жилое помещение общей площадью 57,8 кв.м., жилой площадью 38,6 кв.м. по адресу: "адрес". Так как супруга Улыбашева страдала заболеванием, в связи с чем, имела право на дополнительную жилую площадь в размере 10 кв.м., военнослужащий, как обеспеченный жилым помещением меньшей площадью, был оставлен на жилищном учете. С 2013 года в указанно жилом помещении зарегистрирован внук Улыбашева. В мае 2014 года сын административного истца - Улыбашев А.М. приобретал по ипотеке жилое помещение жилой площадью 38,6 кв.м., общей 62,6 кв.м. по адресу: "адрес". В этой связи на семью военнослужащего из 5 человек стало приходиться 77,2 кв.м. жилой площади, а также 120,4 кв.м. общей площади, что превышает и учетную норму, установленную с 2005 года в г. Брянске в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения. 16 декабря 2015 года решением заместителя начальника "Западрегионжилье" административному истцу было отказано в предоставлении распределенного жилья, а также он с членами семьи был снят жилищного учета.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что после приобретения сыном административного истца, совместно с ним проживающим, жилого помещения, у Улыбашева отпали основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения, то, вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения начальника отделения "Западрегионжилье", обоснованно отказав военнослужащему в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что при расчёте положенного ему жилого помещения необходимо руководствоваться только постановлением Администрации Брянской области от 11 апреля 1994 года N 201, судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства. Указанный нормативный правовой акт не регулирует спорные правоотношения, поскольку определяет не норму предоставления жилого помещения, а социальную норму площади жилья. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", под социальной нормой площади жилья понимается размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2016 года по административному исковому заявлению Улыбашева ФИО10, оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий А.А. Караблин
Секретарь судебного заседания Е.О. Мусатова
28.07.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.