Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 13 октября 2016 г. по делу N 33а-1552/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Великановой А.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Давлетовой Т.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Ивановой ФИО8 на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 12 июля 2016 г., которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N подполковника Наумова ФИО9 об оспаривании решения начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) об уменьшении норматива общей площади жилого помещения в целях расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и решения начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отделение) о снятии административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Наумов проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес", постоянно зарегистрирован по адресу указанной воинской части ( "адрес"). Наумов с составом семьи 4 человека (он, супруга, сын - ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочь - ДД.ММ.ГГГГ г.р.) был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания, и избрал способ обеспечения себя и членов своей семьи жилым помещением в виде предоставления субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. Административный истец, его супруга и дети на условиях поднайма проживают в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности матери административного истца. Супруга Наумова и его дети постоянно зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 41,2 кв.м., находящемся по адресу: "адрес". При этом в 2013 г. супруга Наумова отказалась от приватизации названого жилого помещения в пользу своей сестры - ФИО5, которая в том же году приватизировала его. Всего в указанном жилом помещении зарегистрированы 6 человек. Административный истец, его супруга и дети имеют регистрацию по месту пребывания по адресу: "адрес", войсковая часть.
Решением заместителя начальника ЗРУЖО от 10 июня 2016 г. N Наумову, его супруге и детям предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) с нормативом общей площади жилого помещения 51,4 кв.м. в сумме 4 395 676 рублей 60 копеек. Из этого же решения усматривается, что при его принятии было учтено то обстоятельство, что членам семьи административного истца на праве собственности принадлежит 20,6 кв.м., на которые был уменьшен вышеупомянутый норматив общей площади жилого помещения.
Решением начальника Отделения от 16 июня 2016 г. N административный истец, его супруга и дети сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с перечислением на банковский счет Наумова жилищной субсидии.
Не соглашаясь с размером выделенной жилищной субсидии и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, Наумов, с учетом уточнения своих требований, просил суд:
- признать незаконным решение заместителя начальника ЗРУЖО от 10 июня 2016 г. N о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии в части определения размера указанной субсидии и обязать указанное должностное лицо принять решение о доплате ему названной субсидии за 20,6 кв.м. общей площади жилого помещения;
- признать незаконным решение начальника Отделения от 16 июня 2016 г. N о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях и обязать названное должностное лицо отменить указанное решение.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Наумова удовлетворил частично.
Суд обязал начальника ЗРУЖО принять решение о доплате Наумову жилищной субсидии за 20,6 кв.м. общей площади жилого помещения.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований Наумову судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда в части возложения на начальника ЗРУЖО обязанности принять решение о доплате Наумову жилищной субсидии за 20,6 кв.м. общей площади жилого помещения, просит его в указанной части отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что, мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что ни административный истец, ни члены его семьи жилых помещений в собственности не имеют. При этом регистрация супруги и административного истца по адресу: "адрес", не входит в перечень, установленный п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76.
Однако судом было оставлено без внимания, что супруга административного истца и его дети постоянно зарегистрированы в качестве членов семьи собственника в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес", общей площадью 41,2 кв. м., в котором зарегистрировано 6 человек. На момент приватизации указанной квартиры супруга административного истца была в ней зарегистрирована и имела право на участие в приватизации, однако отказалась от указанного права в пользу своей сестры. При этом административный истец состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания составом семьи четыре человека.
Со ссылкой на положения ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и п. 4 Правил отмечает, что законодатель предусмотрел, что при жилищном обеспечении граждан посредством предоставления жилищной субсидии должно учитываться жилое помещение, находящееся в пользовании у очередника и членов его семьи.
Обращает внимание на то, что аналогичная правовая позиция содержится в кассационном определении Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 211-КГ15-13
Утверждает, что содержание бессрочного права пользования жилым помещением членов семьи его собственника (в том числе бывших) при условии, что они имели право на приватизацию жилого помещения и отказались от него, по своему содержанию идентично праву пользования жилым помещением члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В заключение жалобы делает вывод о том, что жилое помещение, находящееся в бессрочном и безусловном пользовании членов семьи административного истца подлежит учету при расчете нормы жилого помещения в целях предоставления жилищной субсидии, в связи с чем оснований не учитывать долю жилого помещения, находящуюся в пользовании членов семьи административного истца, у ЗРУЖО не имелось.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Возлагая на начальника ЗРУЖО обязанность по принятию решения о доплате Наумову и членам его семьи жилищной субсидии за 20,6 кв.м. общей площади жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация супруги и детей административного истца по месту жительства по адресу: "адрес" не входит в предусмотренный п. 4 Правил перечень оснований уменьшения установленного п. 3 Правил норматива общей площади жилого помещения.
Однако судом было оставлено без внимания следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее - Порядок) определено, что он регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Действительно, по смыслу ст. 2 Семейного кодекса супруги, родители и их дети являются членами семьи.
Вместе с тем ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, равно как и положений ч. 1 ст. 69 и ч. 6 ст. 100 ЖК РФ следует, что применительно к жилищным правоотношениям, определяющим обстоятельством, свидетельствующим о наличии семейных отношений является факт совместного проживания субъектов этих правоотношений на постоянной основе.
По смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 5 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации введен, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод.
Пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как видно из материалов дела, по месту жительства административный истец постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес". В то время как его супруга и дети по месту жительства постоянно зарегистрированы в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес" При этом Наумова, отказавшись от приватизации этого жилого помещения, в силу положений ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", сохранила право пользования им, а ее дети были вселены в эту квартиру на тех же условиях, то есть как члены семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что применительно к жилищным правоотношениям супруга и дети Наумова не являются членами семьи административного истца, в связи с чем не могли претендовать на обеспечение жилищной субсидией в качестве членов его семьи. Следовательно, вопреки выводам суда первой инстанции, выплатой Наумову, его супруге и детям жилищной субсидии с учетом уменьшения норматива общей площади жилого помещения на 20,6 кв.м. права и законные интересы административного истца не нарушены.
Из изложенного следует, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, в связи с чем принятое им решение в части возложения на начальника ЗРУЖО обязанности принять решение о доплате Наумову жилищной субсидии за 20,6 кв.м. общей площади жилого помещения подлежит отмене, а по административному делу в части требования административного истца о возложении на начальника ЗРУЖО указанной обязанности надлежит принять новое решение - об отказе в его удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 12 июля 2016 г. по административному исковому заявлению Наумова ФИО9 в части возложения на начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности принять решение о доплате Наумову субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) за 20,6 кв.м. общей площади жилого помещения в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять по административному делу в указанной выше части новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Наумова ФИО9 в части требования о возложении на начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности принять решение о доплате административному истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) за 20,6 кв.м. общей площади жилого помещения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.