Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 13 октября 2016 г. по делу N 33а-1564/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.
судей:
Серазитдинова Э.Т., Манохина В.В.,
при секретаре Давлетовой Т.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Брянского гарнизонного военного суда от 22 июля 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N капитана Пирогова ФИО7 об оспаривании действий Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - управление), связанных с отказом в выплате денежных средств в счет возмещения командировочных расходов.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Пирогов, проходящий военную службу по контракту в войсковой части N в поселке "адрес", в период с 25 апреля по 8 мая 2015 года направлялся командованием в составе экипажа самолета АН-124 по маршруту "адрес" с целью перевозки груза.
Во время нахождения в "адрес" он обеспечивался жильём в гостинице за плату.
В период с 23 октября по 29 октября 2015 года Пирогов в соответствии с приказом командира войсковой части N от 22 октября 2015 года N находился в служебной командировке в "адрес" для участия во всероссийском фестивале народного творчества.
В период с 15 ноября по 20 ноября 2015 года на основании приказа этого же должностного лица от 14 ноября 2015 года N он находился в командировке в "адрес" на учебно-методических сборах.
При этом бесплатным питанием Пирогов не обеспечивался, проживал в гостиницах за плату, к месту командировки и обратно в октябре 2015 года следовал за личные денежные средства.
По прибытии в воинскую часть Пирогов представил в управление авансовые отчеты на возмещение суточных расходов, расходов на проезд и проживание в гостиницах, которые руководителем управления были возвращены в воинскую часть без реализации.
Полагая свои права нарушенными, Пирогов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать с управления 48685 рублей 81 копейку в возмещение указанных расходов, а также взыскать расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 рублей.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Пирогова удовлетворил частично в сумме 34772 рубля 80 копеек. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Пирогову отказано.
В апелляционной жалобе руководитель управления, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации служебная командировка - это направление военнослужащего по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.
Оплата служебных командировок военнослужащих на территории Российской Федерации регламентируется пунктом 118 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее -Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, согласно которому, военнослужащим направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Согласно, подпункта "е" и "з" пункта 125 Порядка, временное направление военнослужащих в воинские части, дислоцированные в другом населенном пункте, а также направление в составе воинских частей (подразделений) для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных образовательных учреждений профессионального образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы, привлекаемым к участию в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), в походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части не является служебной командировкой.
При этом само по себе оформление приказов командования о направлении военнослужащего в командировку и выдачу ему командировочного удостоверения в этом случае не может повлечь возникновение у военнослужащего прав, в том числе на возмещение командировочных расходов, и изменить существо реально имевших место правоотношений.
В случаях, когда поездка военнослужащих не считается командировкой, они не должны нести командировочные расходы, что должно реализовываться командованием отправляющей и принимающей воинских частей.
За период нахождения Пирогова в другом населенном пункте вопрос об его обеспечении жильем командованием не разрешен. Кроме того, согласно действующих правовых актов, регулирующих порядок направления военнослужащих в служебные командировки, на законодательном уровне не предусмотрен порядок возмещения денежных средств на расходы военнослужащим, поездки которых не считаются командировками.
Ссылаясь на пункт 1 ст. 5, п. 1 и 3 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, п. 47 Порядка составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации, сводных бюджетных смет (бюджетных смет) учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 20 сентября 2013 года N 670, а также указания Командующего войсками Западного военного округа от 24 мая 2011 года N 04/1201, обращает внимание на то, что направление военнослужащих в служебную командировку при отсутствии лимитов расходов на их оплату означает несоблюдение финансовой дисциплины. Поэтому не подлежит возмещение Пирогову денежных средств по командировкам за периоды с 23 октября по 29 октября 2015 года и с 15 ноября по 20 ноября 2015 года.
Полагает, что доводы административного истца о том, что им не был пропущен срок для подачи обращения в суд с административным исковым заявлением, несостоятельны, поскольку авансовые отчеты по служебной поездке с 25 апреля по 8 мая 2015 года был возвращен в адрес командования в январе 2016 года, а по служебной командировке за период с 23 октября по 29 октября 2015 года возвращен в феврале 2016 года.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Оплата служебных командировок военнослужащих на территории Российской Федерации регламентируется Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700 (далее - Порядок) пунктом 118 которого определено, что военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Согласно пункту 122 Порядка возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета,
осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
В соответствии с п.п. 1 и 9 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси), в частности, в служебные командировки.
Порядок возмещения расходов, связанных с проездом военнослужащих в служебные командировки, установлен постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2000 года N 354 в п. 6 которого указывается, что Министерство обороны РФ и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещают расходы военнослужащим, имеющим право на проезд на безвозмездной основе, лишь в случае приобретения ими проездных документов за свой счет.
Приказ Министра обороны РФ от 8 июня 2000 года N 300 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в частности, имеющим воинское звание капитана, установлены категории проезда железнодорожным транспортом - в купейных вагонах с четырехместными купе любой категории поезда.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 467 "О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение) осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, по следующим нормам: военнослужащим, имеющим воинские звания высших офицеров или звания высшего начальствующего состава или занимающим должности, подлежащие замещению высшими офицерами (лицами высшего начальствующего состава), а также полковникам (капитанам 1 ранга), занимающим командные (руководящие) должности, - не более стоимости двухкомнатного номера; остальным военнослужащим и сотрудникам - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
Правильно установив, что Пирогов в соответствии с приказами командира войсковой части N от 22 октября 2015 года N и от 14 ноября 2015 года N находился в служебных командировках, в период которых проживанием не обеспечивался, продовольственное обеспечение в форме организации питания по месту служебных командировок за счет средств федерального бюджета в отношении него не осуществлялось, ввиду необеспеченности средствами на командировочные расходы к месту командировки в октябре 2015 года и обратно он следовал за личные денежные средства железнодорожным транспортом, затратив 952 рубля 80 копеек, что подтверждается представленными проездными документами, а согласно счетам и кассовым чекам затратил на проживание в гостиницах 24170 рублей суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий руководителя управления, связанных с отказом в возмещении Пирогову суточных расходов и необходимости в этой связи взыскания в его пользу 3900 рублей, возмещении затрат на проживание в сумме 24170 рублей и возмещении затрат, связанных с проездом к месту служебной командировки и обратно, в сумме 952 рубля 80 копеек.
Кроме того, судом установлено, что в период с 25 апреля по 8 мая 2015 года Пирогов находился в "адрес", куда был направлен командованием в составе экипажа самолета АН-124 с целью выполнения специального задания.
Находясь вне пункта постоянной дислокации воинской части в указанный период, жильё в гостинице ему предоставлялось за плату.
Действительно, в силу подпункта "з" пункта 125 Порядка не считаются командировками, в том числе поездки военнослужащих, направленных в составе воинских частей (подразделений) для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы, привлекаемым к участию в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), в походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что исполнение административным истцом своих обязанностей в период с с 25 апреля по 8 мая 2015 года нельзя признать служебной командировкой.
Вместе с тем в соответствии с пунктами 1, 5 статьи 3 Закона для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Законом.
Проживание военнослужащего за счёт личных средств вне места дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу, в связи с выполнением приказа командира или служебного задания действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что поездка Пирогова не относится к командировке, не может ограничивать его прав, предоставленных законом, в случае, если он вынужден был в целях выполнения отданных ему в установленном порядке командиром распоряжений нести дополнительные расходы за свой счёт ввиду того, что командованием в период его выезда в другой населённый пункт не был решён вопрос об обеспечении его жильём.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя и положения пунктов 4, 5 статьи 18 Закона убытки, причинённые военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счёт средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.
С учетом изложенного, а также, поскольку вопрос по компенсации Пирогову понесенных расходов связан с компенсацией его проживания в гостинице в апреле и в мае 2015 года, решение суда первой инстанции по существу является верным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нераспорядительность должностных лиц воинских частей, связанная с направлением военнослужащих в служебную командировку при отсутствии лимитов расходов на их оплату, не свидетельствует об отсутствии у военнослужащих права на возмещение понесенных расходов за счет средств федерального бюджета.
Доводу автора жалобы о пропуске Пироговым срока обращения с административным исковым заявлением в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 22 июля 2016 года по административному исковому заявлению Пирогова ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.