Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 июня 2016 г. по делу N 33а-816/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей: Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Давлетовой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 17 марта 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Карсюк ФИО9 об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье") об отказе в принятии сына административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, 19 октября 2015 года Карсюк О.В., в связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту, обратилась в отделение "Западрегионжилье" с заявлением о принятии её с составом семьи 3 человека: она и двое её детей 1994 и 1999 года рождения, с которыми совместно проживает в служебной квартире, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 25 ноября 2015 начальник территориального отделения структурного подразделения уполномоченного органа приняв её с младшим сыном на жилищный учет, в признании нуждающимся Карсюка И.Г. в получении постоянного жилья административному истцу отказал, так как её старший сын в силу положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" не является членом её семьи. Полагая, что такими действиями её права были нарушены, Карсюк обратилась в суд с заявлением, в котором просила:
-признать незаконным решение начальника отделения "Западрегионжилье" от 25 ноября 2015 года N N об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена её семьи сына Карсюка ФИО10;
-обязать начальника отделения "Западрегионжилье" отменить принятое 25 ноября 2015 года решение N N в части её сына касающееся и принять на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена её семьи сына Карсюка ФИО10.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Карсюк удовлетворил.
В апелляционной жалобе начальник отделения "Западрегионжилье", не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы административный ответчик, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение нормы материального права, указал, что перечень лиц, которые являются членами семьи военнослужащих, закреплён в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащего". На момент обращения административного истца в отделение "Западрегионжилье" её старшему сыну Карсюку И.Г. исполнился 21 год, он проходит военную службу по контракту. Поскольку Карсюк И.Г. не является инвалидом, не обучается по очной форме в образовательном учреждении и не находится на иждивении военнослужащего, он не может быть признан нуждающимся в получении постоянного жилого помещения, как член семьи военнослужащего. Ссылка гарнизонного суда на положения ЖК РФ и СК РФ, необоснованны, так как конкретная норма данных кодексов им не приведена.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По смыслу части 3 статьи 49 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются определённым действующим законодательством категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) иными нормативно-правовыми актами основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из содержания статьи 15 ранее приведённого Закона следует, что к вышеуказанным категориям граждан, при наличии установленных законом условий и оснований, могут относиться и военнослужащие с членами семьи.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены статьей 51 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные в данном законе социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем, согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ закреплено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, и служебные жилые помещения.
Согласно пункту 6 статьи 100 ЖК РФ, в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
В тоже время, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания, кто относится членами семьи нанимателя служебного жилого помещения.
Из содержания подпункта "д" пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что поскольку типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных статьей 70 ЖК РФ.
Статьей 70 ЖК РФ установлено, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Таким образом, анализ вышеизложенного позволяет придти к выводу, что к членам семьи военнослужащего - нанимателя служебного жилого помещения относятся, в том числе, и вселённые им в такое жилое помещение совершеннолетние дети.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Карсюк О.В. находится на военной службе с 1989 года, а с декабря 2014 года проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцирующейся в с "адрес". Административный истец зарегистрирована и проживает с составом семьи 3 человека: она и двое детей 1994 и 1999 годов рождения в служебной квартире на основании договора найма служебного жилого помещения от 28 июня 2010 года. С 30 марта 2015 года её старший сын также проходит военную службу по контракту в войсковой части N, однако каким-либо жильем, как военнослужащий не обеспечен. В письменных пояснениях Карсюк И.Г., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, подтвердил, что желает реализовать свое право на обеспечение жильем именно как член семьи военнослужащего - в составе семьи своей матери. В связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту 19 октября 2015 года Карсюк О.В. обратилась в отделение "Западрегионжилье" о принятии её с детьми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 25 ноября 2015 начальник территориального отделения структурного подразделения уполномоченного органа признав её с младшим сыном нуждающейся в получении жилья, в постановке Карсюка И.Г. на жилищный учет, административному истцу отказал, так как её старший сын в силу положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" не является членом её семьи.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что старший сын Карсюк О.В. - Карсюк И.Г. зарегистрирован и постоянно проживает в служебном жилом помещении, нанимателем которого является его мать, включен в соответствующий договор найма служебного жилого помещения, а, соответственно, является членом её семьи, то вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения начальника отделения "Западрегионжильё".
Вместе с тем, гарнизонный суд, отменяя оспариваемое решение, возложил обязанность на начальника отделение "Западрегионжилье" принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи Карсюк О.В. её сына - Карсюка ФИО10, в то время, как по смыслу пункту 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, вопрос о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется исключительно уполномоченным органом (его структурными подразделениями).
При таких обстоятельствах, суд не вправе подменять компетенцию уполномоченного органа, а, следовательно, решение суда первой инстанции в данной части требований в связи нарушением норм материального права подлежит отмене.
Довод же апелляционной жалобы о том, что на момент обращения административного истца в отделение "Западрегионжилье" её старшему сыну Карсюку И.Г. исполнился 21 год, он проходит военную службу по контракту, не является инвалидом, не обучается по очной форме в образовательном учреждении и не находится на иждивении военнослужащего, а, следовательно, не может быть признан и нуждающимся в получении постоянного жилого помещения, как член семьи военнослужащего, судебная коллегия в силу вышеизложенного находит противоречащими положениям действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 17 марта 2016 года по административному исковому заявлению Карсюк ФИО9 в части возложения на начальника отделения (территориального, г. Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи Карсюк О.В. её сына - Карсюка ФИО10, в связи с нарушением норм материального права - отменить и принять в этой части новое решение.
Обязать начальника отделения (территориального, г. Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи Карсюк О.В., её сына Карсюка ФИО10.
В удовлетворении административного искового заявления в части возложения обязанности на начальника отделения (территориального, г. Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации именно принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи Карсюк О.В. её сына - Карсюка ФИО10 - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий Н.Н. Балабанов
Секретарь судебного заседания Т.М. Давлетова
9.06.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.