Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 июня 2016 г. по делу N 33а-871/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В.,
судей: Серазитдинова Э.Т., Масенина П.Е.,
при секретаре Васильеве В.А., с участием административного истца, представителя командира и председателя жилищной комиссии войсковой части 2009 Стрельникова ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков Стрельникова ФИО8 на решение 235 гарнизонного военного суда от 1 марта 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части 2009 прапорщика Чулкова ФИО10 об оспаривании действий жилищной комиссии войсковой части 2009, связанных со снятием его супруги с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., объяснения представителя административных ответчиков в обоснование апелляционной жалобы, административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Чулков, его супруга и трое детей проживают в "адрес" общей площадью 38.1 кв.м., расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности отцу административного истца.
С 19 декабря 2011 года административный истец проходит военную службу по контракту в войсковой части 2009, дислоцированной в г. Москве.
Решением жилищной комиссии войсковой части 2009 от 15 марта 2013 года Чулков и члены его семьи признаны нуждающимися в служебном жилом помещении.
Решением той же жилищной комиссии от 16 октября 2015 года, утвержденным командиром воинской части, супруга административного истца на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и подп. "г" п. 30 Правил организации в органах ФСБ работы по обеспечению жилыми помещениями (далее - Правила), утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590, снята с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях в связи с наличием у нее на праве собственности ? доли в трехкомнатной "адрес", расположенной по адресу: "адрес".
Полагая свои права нарушенными, Чулков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии войсковой части 2009 от 16 октября 2015 года о снятии его супруги с жилищного учета.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления
В обоснование жалобы со ссылкой на статьи 92 и 99 Жилищного кодекса РФ, п. 13 Правил указывает, что супруга административного истца не подлежит обеспечению служебным жильем, так как имеет в собственности часть жилого помещения, расположенного в близлежащем населенном пункте от места военной службы Чулкова.
Данный вывод подтверждается также ст. 13 Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", ч. 2 ст. 17 Устава горда Москвы, утвержденного 28 июня 1995 года Московской городской Думой, п. 1 и приложением к распоряжению Мэра Москвы от 24 ноября 2005 года N 384-РМ, в соответствии с которыми г. Солнечногорск является близлежащим населенным пунктом к Зеленоградскому административному округу г. Москвы.
При рассмотрении вопроса о нуждаемости Чулкова и его супруги в служебном жилом помещении жилищная комиссия приняла во внимание, что для поддержания боевой готовности административный истец обязан прибывать в воинскую часть в течение двух часов после объявления тревоги, однако данная обязанность не распространяется на его супругу.
С учетом изложенного оспоренное решение жилищной комиссии является обоснованным, выводы же судебного постановления на нормах материального права не основаны.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Правильно сославшись в решении на указанные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право на их получение, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Как установлено по делу, Чулков и члены его семьи какого-либо жилого помещения по месту военной службы административного истца в г. Москве не имеют, а поэтому суд обоснованно обязал командира и жилищную комиссию войсковой части 2009 отменить решение от 16 октября 2015 года о снятии супруги административного истца с учета нуждающихся в служебных жилых помещений.
Обстоятельствам и доводам, связанным с расположением г. Солнечногорска, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой суд апелляционной инстанции оснований не находит.
При этом суд правильно указал в решении, что названный город в исследуемой ситуации не является близлежащим населенным пунктом (находящимся в непосредственной близости) по отношению к г. Москве, при этом указанные населенные пункты не имеют общей административно-территориальной границы и находятся в разных субъектах Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 15 Закона право на обеспечение служебным жилым помещением супруги Чулкова производно от права самого административного истца, а поэтому ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие необходимости прибытия ее в установленное служебным регламентом время в воинскую часть несостоятельны.
С учетом изложенного и, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно применил нормы жилищного законодательства и оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 308, 311, п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение 235 гарнизонного военного суда от 1 марта 2016 года по административному исковому заявлению Чулкова ФИО10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира и председателя жилищной комиссии войсковой части 2009 Стрельникова ФИО8. - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания В.А. Васильев
16.06.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.