Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 30 июня 2016 г. по делу N 33а-941/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Коронца А.А.,
судей Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Давлетовой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Ярославскому гарнизону (далее - ВСО) "данные изъяты" Кушнира ФИО11 об оспаривании решений начальника отделения (территориального, г. Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье") связанных с отказом в принятии матери административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также с отказом в признании за ним права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Кушнир А.А. проходит военную службу по контракту в ВСО. На основании решения начальника отделения "Западрегионжилье" от 22 декабря 2015 года он с 5 октября того же года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в г. Москве. Решением указанного должностного лица от 17 марта 2016 года административному истцу отказано в признании его матери - Кушнир А.Н. нуждающейся в получении постоянного жилья, так как она в силу положений действующего законодательства является обеспеченной жилым помещением по установленным нормам. Полагая, что такими действиями его права были нарушены, Кушнир обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконными решения начальника отделения "Западрегионжилье" от 22 декабря 2015 года N N в части, касающейся принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, без учёта права на дополнительную общую площадь жилого помещения, а также от 17 марта 2016 года N N в части, касающейся отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена его семьи матери Кушнир А.Н.;
-обязать начальника отделения "Западрегионжилье" внести изменение в принятое им 22 декабря 2015 года решение N N указав в нём на наличие у него права на дополнительную общую площадь жилого помещения, а также отменить принятое им 17 марта 2016 года решение N N в части, касающейся его матери, и принять на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена его семьи мать Кушнир А.Н.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Кушниру отказал.
В апелляционной жалобе Кушнир, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы административный истец указал, что суд первой инстанции фактически признал его право на дополнительную общую площадь жилого помещения при получении жилья в размере от 15 до 25 кв.м., как военнослужащего, но не учел его права, как сотрудника Следственного комитета Российской Федерации. Не указание в оспариваемом решении территориального отделения структурного подразделения уполномоченного органа подобных сведений нарушает его права на получение дополнительной общей площади жилого помещении.
Также автор жалобы обращает внимание на то, что он с членами семьи, включая находящуюся у него на иждивении мать, проживает совместно, в собственности какие-либо жилые помещения они не имеют. Поскольку с момента отчуждения матерью принадлежащих ей жилых помещений прошло более 5 лет, то она, как член его семьи, имеет право быть признанной нуждающейся в жилом помещении.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 21 - 23 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" нуждающимися в жилых помещениях с учетом положений настоящей статьи признаются сотрудники Следственного комитета, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации.
Обеспечение сотрудника Следственного комитета жилым помещением осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Следственному комитету, путем предоставления сотруднику служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.
Сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 2 статьи 15.1 Закона определено, что военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному токованию не подлежит.
Анализ вышеизложенного законодательства позволяет придти к выводу, что военнослужащие ВСО могут реализовать своё право на дополнительную площадь жилого помещения, как сотрудники Следственного комитета лишь в случае их обеспечения таковым за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели именно Следственному комитету.
В статьях 34 и 35 СК РФ указано, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Общим имуществом супругов помимо прочего являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи.
Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.
Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Таким образом, недвижимое имущество, приобретённое супругами во время брака, является их совместной собственностью, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, а, соответственно, они обладают и правом пользования таким имуществом.
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии в частью 2 данной статьи ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно частям 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В пункте 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, закреплено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Статьёй 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что учетная норма площади жилого помещения для отдельных квартир составляет 10 квадратных метров.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, "данные изъяты" Кушнир А.А. находится на военной службе с августа 1994 года, с февраля 2015 года проходит военную службу по контракту в должности "данные изъяты" ВСО. В его личном деле в качестве членов семьи записаны жена, сын 2015 года рождения и мать - Кушнир А.Н., признанная решением Калужского районного суда Калужской области от 30 июня 2010 года находящейся у него на иждивении. В свою очередь, Кушнир А.Н. с 30 апреля 1976 года по настоящее время состоит в браке с отцом административного истца - Кушниром А.С., с которым они совместно приобрели в г. "адрес" "данные изъяты" квартиру общей площадью 66 кв.м., часть жилого дома общей площадью 55.8 кв.м. и квартиру общей площадью 38.5 кв.м. В мае 2010 года Кушнир А.Н. подарила супругу принадлежащие ей на праве собственности ? доли в указанных жилых помещения - в "данные изъяты" квартире и в жилом доме. 5 октября 2015 года административный истец обратился на имя начальника отделения "Западрегионжилье" с заявлением о принятии его с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства в г. "адрес". На основании решения начальника отделения "Западрегионжилье" от 22 декабря 2015 года с 5 октября того же года Кушнир принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в г. Москве но без права на дополнительную площадь, как сотрудника ВСО. В принятии членов его семьи истцу также было отказано. С 3 февраля 2016 года административный истец с женой и сыном, а с 14 марта 2016 года и его мать, зарегистрированы по адресу ВСО. До этого мать истца была зарегистрирована с 5 декабря 2012 года по адресу военной прокуратуры Ярославского гарнизона: "адрес". Решениями указанного должностного лица от 17 марта 2016 года жена и сын военнослужащего также были приняты на жилищный учет, в признании же его матери в силу обеспеченности жильем повторно было отказано.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Кушнир находится на жилищном учете в уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и подлежит обеспечению жилым помещением, как военнослужащий, его мать до настоящего времени состоит в браке, то вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции по существу пришел к верному выводу об отсутствии у административного истца права на получение за счет средств Министерства обороны Российской Федерации дополнительной площади жилого помещения, как сотруднику ВСО, а также об обеспеченности его матери жилым помещением более учетной нормы жилого помещения, обоснованно отказав в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2016 года по административному исковому заявлению Кушнира ФИО11 об оспаривании решений начальника отделения (территориального, г. Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии матери административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также с отказом в признании за ним права на дополнительную общую площадь жилого помещения, оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий А.А. Коронец
Секретарь судебного заседания Т.М. Давлетова
30.06.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.