Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 07 июля 2016 г. по делу N 33а-988/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Коронца А.А.,
судей Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Х.,
с участием представителя административного ответчика - начальника ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курской области" (далее - ПУ ФСБ России) по доверенности Бобылева Р.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по его апелляционной жалобе на решение Курского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего ПУ ФСБ России "данные изъяты" Чечевицкого ФИО16 об оспаривании решения начальника и жилищной комиссии ПУ ФСБ России, связанного с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., а также объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Чечевицкому, являющемуся членом семьи собственника жилого помещения общей площадью 67.4 кв.м., в котором зарегистрировано и проживает 6 человек, в связи с его обеспеченностью таковым более учетной нормы, 17 февраля 2016 года решением начальника и жилищной комиссии ПУ ФСБ России отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. "адрес". Полагая, что указанным решением его права были нарушены, Чечевицкий обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным решение начальника и жилищной комиссии ПУ ФСБ России от 17 февраля 2016 года, оформленное протоколом заседания N N, в части, касающейся отказа в принятии его с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства;
-обязать начальника и жилищную комиссию ПУ ФСБ России повторно рассмотреть вопрос о принятии его с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Чечевицкого удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с судебным актом, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, указывает, что Чечевицкий обратился в жилищную комиссию с заявлением о постановке его на жилищный учет с составом семьи 6 человек, а не 4, как это отражено в решении суда.
Автор жалобы полагает, что по смыслу Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14, совместно зарегистрированная с административным истцом в квартире его матери тётя может быть признана членом семьи лишь при установлении судом соответствующего юридического факта. Представленные же Чечевицким документы не позволяют её отнести к членам его семьи.
Представитель административного ответчика обращает внимание на то, что согласно ответу на запрос из администрации с. Попово-Лежачи, тёте военнослужащего, которая до момента регистрации в домовладении своей сестры в 2014 году проживала по адресу: "адрес", принадлежит вышеуказанное жилое помещение, но, в силу того, что право собственности на него ею в уполномоченном органе установленным порядком не зарегистрировано, то и информация о наличии такой недвижимости в базе данных БТИ и Росреестра отсутствует, а Чечевицким данные сведения не представлены.
Кроме того, он считает, что судом первой инстанции при определении уровня обеспеченности жилым помещением, ошибочно применена учетная норма общей площади жилого помещения 16 кв.м., в то время как она составляет 12 кв.м.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частями 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В пункте 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, закреплено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Решением Курского городского Собрания от 4 мая 2005 года N 108-3-РС "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Анализ приведенного законодательства позволяет придти к выводу, что военнослужащий, зарегистрировавшийся и постоянно проживающий в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности другому гражданину, является членом семьи собственника жилого помещения. Такой военнослужащий может быть принят на жилищный учет, если его обеспеченность общей площадью жилого помещения будет менее учетной нормы.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, "данные изъяты" Чечевицкий проходил военную службу по контракту в ПУ ФСБ России, дислоцирующимся в "адрес" Первый контракт о прохождении военной службы им заключен в 2001 году, его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более 15 лет. С 1990 года административный истец зарегистрирован и проживает в принадлежащем его матери Чечевицкой М.К. на праве собственности жилом помещении общей площадью 67.4 кв.м., находящемся по адресу: "адрес" Помимо военнослужащего и его матери в указанном доме зарегистрированы и проживают с 1994 года - сын Чечевицкий А.А., с 1997 года - жена Чечевицкая Л.Б., с 2014 года - тётя Кравцова У.К. и с 2015 года - сын Чечевицкий Е.А. 6 мая 2001 года рождения. В связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе 16 апреля 2015 года истцом подан рапорт на увольнение по данному основанию. Будучи обеспеченным жилым помещением менее 12 кв.м., административный истец 29 июля того же года обратился с рапортом в жилищную комиссию ПУ ФСБ России о принятии его с составом семьи 6 человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Курске. Решением начальника и жилищной комиссии ПУ ФСБ России от 17 февраля 2016 года, оформленным протоколом заседания N N, Чечевицкому отказано в постановке на жилищный учет, поскольку на 5 членов его семьи: он, мать, жена и двое детей приходится более 13 кв.м. общей площади жилого помещения, то есть более учетной нормы. Его же тётя членом семьи не является. Приказом начальника ПУ ФСБ России от 24 марта 2016 года административный истец уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и с 31 марта текущего года исключен из списков личного состава управления.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Чечевицкий с женой и двумя детьми является членами семьи собственника жилого помещения общей площадью 67.4 кв.м., в котором зарегистрировано и проживает 6 человек, в связи с чем, на каждого из них приходится менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства, то вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого решения, обоснованно удовлетворив административное исковое заявление.
Что же касается доводов жалобы о том, что тётя административного истца зарегистрирована в квартире его матери лишь в 2014 году, и что ей принадлежит жилое помещение по адресу: "адрес", то судебная коллегия находит их не состоятельными, так как данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют об обеспеченности Чечевицкого жилым помещением по нормам, предусмотренным действующим законодательством. Вопрос же нуждаемости самой Кравцовой У.К. в постановке на жилищный учет является беспредметным и подлежит разрешению жилищной комиссией ПУ ФСБ России.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2016 года по административному исковому заявлению Чечевицкого ФИО16 об оспаривании решения начальника и жилищной комиссии ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курской области", связанного с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика по доверенности Бобылева Р.В. - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий А.А. Коронец
Секретарь судебного заседания Р.Х. Файзуллин
7.07.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.