Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 октября 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
судей Строчкиной Е.А., Мирошниченко Д.С.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе представителя административного истца М.К.Н. на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 25 июля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению М.Р.В. к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
М.Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование иска административный истец указал, что 29 мая 2015 года решением комиссии при комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя он поставлен на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
На территории Ставропольского края его семья, воспитывающая троих несовершеннолетних детей, проживает более трех лет и не имеет в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Административный истец обратился с заявлением от 11 февраля 2015 года за предоставлением муниципальной услуги через МФЦ в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя.
15 января 2016 года комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя М.Р.В. отказано в предоставлении в аренду земельного участка в границах земель муниципального образования города Ставрополя, имеющего кадастровый номер " ... ", расположенного по адресу: " ... ".
03 марта 2016года М.Р.В. вновь обратился с заявлением в комитет через МФЦ для предоставления со стороны администрации города Ставрополя и комитета муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" в отношении земельного участка площадью " ... " кв. м., расположенного по адресу: " ... " с конкретными координатами точек границ участка.
При обращении в органы местного самоуправления предоставлены сведения о наличии на территории муниципального образования город Ставрополь свободных земель, из которых возможно формирование земельного участка для предоставления административному истцу.
24 марта 2016 года комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя снова отказал М.Р.В. в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории".
Административный истец полагает, что отказ комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 24 марта 2016 года N " ... " свидетельствует о несоблюдении комитетом установленного законодательством порядка, что за собой повлекло принятие незаконного решения, нарушение конституционных прав на получение в аренду земельного участка.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, выразившееся в непредставлении М.Р.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на " ... " лет;
признать незаконным решения об отказе комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 24 марта 2016 года N " ... " М.Р.В. в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории";
обязать администрацию города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя предоставить М.Р.В. муниципальную услугу - "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" по утверждению схемы расположения земельного участка со следующими характеристиками: условный номер земельного участка " ... ", с координатами точек границ участка (координаты вершин углов поворота границ участка): (точка 1: " ... "; точка 2: " ... "; точка 3: " ... "; " ... "; точка 4: X " ... "; " ... "); площадь земельного участка " ... " кв.м.; территориальная зона - Ж-3. Зона блокированной и усадебной застройки; вид разрешенного использования земельного участка - под усадебный жилой дом (код вида разрешенного использования земельного участка " ... "); категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: " ... ";
обязать администрацию города Ставрополя предоставить М.Р.В. указанный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на " ... " лет.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 25 июля 2016 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца М.К.Н. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Считает, что решение суда является незаконным и необоснованным, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
М.Р.В., представитель администрации города Ставрополя в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца М.К.Н., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, представителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя В.А.Р., просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 10 закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки, находящиеся в собственности Ставропольского края, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Требования к форме и содержанию схемы расположения земельного участка установлены пунктом 14 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Следовательно, обращению заинтересованного лица с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка должны предшествовать работы по формированию его границ в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с целью вовлечения земельного участка в гражданско-правовой оборот как объекта земельных отношений.
Учитывая, что Земельный Кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию, земельный участок, расположенный в границах территории, вид разрешенного использования которой для индивидуального жилищного строительства, не может быть предоставлен для размещения производственных строений.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является этапом формирования земельного участка, при этом, согласно части 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 19 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 20 лет в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Договор аренды земельного участка заключается с одним из родителей в многодетной семье. В целях приобретения в аренду земельного участка один из родителей в многодетной семье подает заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления по месту жительства.
Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.
Выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, согласование данного выбора с гражданами, имеющими трех и более детей, и предоставление им информации о наличии свободных земельных участков осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.
При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданами, имеющими трех и более детей, принимает решение о предоставлении им земельного участка в аренду и информирует их об этом
Предоставление земельных участков в соответствии с настоящей статьей осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов.
Решение о предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельного участка, предоставленного им в аренду, принимается органом, осуществляющим распоряжение земельным участком, в месячный срок со дня обращения указанных граждан с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения заявления осуществляет: 1) проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в части 5 настоящей статьи; 2) сбор документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду; 3) учет граждан, имеющих трех и более детей, и информирование их о постановке на учет (об отказе в постановке на учет).
В целях реализации положений Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" постановлением администрации города Ставрополя от 02 июля 2015 года N 1407 "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" утвержден Порядок выбора земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, согласования данного выбора с гражданами, имеющими трех и более детей, и предоставления им информации о наличии свободных земельных участков.
Выбор земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется при наличии свободных земельных участков на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, предусмотренных корректировкой генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 03 сентября 2009 года N 98 "Об утверждении корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы", и Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденными решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя".
Предоставление земельных участков на выбор гражданину, имеющему трех и более детей, осуществляется Комиссией по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.
При наличии свободных земельных участков на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края после постановки на учет указанных граждан, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления заявлений комиссия предлагает гражданину, имеющему трех и более детей, выбрать земельный участок из имеющихся в наличии (с приложением ситуационных схем размещения земельных участков), для дальнейшего предоставления в аренду бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства (пункт 2.1 Порядка).
Результат выбора земельного участка либо отказ гражданина, имеющего трех и более детей, от предоставленных ему на выбор земельных участков оформляется актом по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
В соответствии с пп. 2, 3 п. 18 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 21 мая 2015 года N 962, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: несоответствие состава, формы или содержания представленных документов требованиям действующего законодательства; обращение с заявлением о предоставлении муниципальной услуги лица, не обладающее правом на предоставление муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом.
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями могут являться граждане, заинтересованные в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях: образования земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного гражданину на праве аренды или безвозмездного пользования; образования земельного участка для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд в пользу заявителя; образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, семья М.Р.В. относится к многодетной семье, следовательно, имеет право на однократное и бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
По итогам заседания комиссии от 29 мая 2015 года по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, принято решение о постановке М.Р.В. на учет граждан, имеющих трех и более детей, о чем он был уведомлен письмом от 05 июня 2015 года N " ... ".
М.Р.В. внесен в список граждан, имеющих трех и более детей, исходя из даты подачи заявления от 18 февраля 2016 года под номером " ... ".
03 марта 2016 года М.Р.В. обратился с заявлением в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя через МФЦ, для предоставления со стороны администрации города Ставрополя и комитета муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" в отношении земельного участка площадью " ... " кв. м., расположенного по адресу: " ... " с конкретными координатами точек границ участка.
Административным истцом при обращении к комитету за предоставлением земельного участка предоставлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленная в установленном законом порядке.
Уведомлением от 24 марта 2016 года N " ... " комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя отказал М.Р.В. в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории".
Согласно уведомлению комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 24 марта 2016 года N " ... " на обращение административного истца, по состоянию на 22 марта 2016 года перед ним на очереди стоит " ... " многодетных семей.
Поскольку административный истец поставлен в очередь на предоставление земельного участка, то указание о внеочередном предоставлении земельного участка или установление конкретных сроков, в течение которых земельный участок должен быть сформирован и предоставлен М.Р.В. нарушает права других лиц, поставленных в данную очередь ранее.
При принятии оспариваемого решения комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, рассматривая заявление М.Р.В., обоснованно руководствовался требованиями Закона Ставропольского края N 36-кз от 09 апреля 2015 года.
Таким образом, правовых оснований для утверждения указанной схемы не имеется.
Как следует из уведомления Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 24 марта 2016 года N " ... " и представленной административным истцом схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, земельный участок по улице " ... " фактически не используется для строительства жилого дома, а относится к землям города Ставрополя, собственность на которые не разграничена.
Административный истец не является лицом, которому в соответствии с действующим законодательством может быть оказана муниципальная услуга по утверждению схемы расположения спорного земельного на кадастровом плане территории. Документов, подтверждающих наличие у М.Р.В. прав на образуемый земельный участок, не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административный исковых требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 25 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.