Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 октября 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
судей Строчкиной Е.А., Мирошниченко Д.С.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционной жалобе администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26 июля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению О.О.В., О.М.Л. к администрации города Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании восстановить в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О.О.В., О.М.Л. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании восстановить в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска административные истцы указали, что 25 октября 2010 года обратились в жилищное управление администрации города Ставрополя с заявлением о включении семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Постановлением администрации города Ставрополя N " ... " от 29 ноября 2010 года семья О. признана участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года", поскольку на тот момент жилья в собственности они не имели, проживали с родителями и сестрой супруга в квартире, площадью 43 кв.м., и на каждого члена семьи приходилось " ... " кв.м. Также постановлением главы города Ставрополя семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года".
В течение всего времени, прошедшего с момента включения в программу, административные истцы являлись для перерегистрации, а также по вызову уполномоченных специалистов администрации города Ставрополя для уточнения и внесения соответствующих изменений в предоставленный пакет документов.
Руководителем жилищного управления администрации города Ставрополя А.В.Ф. и специалистами жилищного управления в устной форме административным истцам разъяснено право приобретения квартиры на условиях ипотеки до наступления очереди выплат по указанной программе, но при этом получить выплаты в счет погашения жилищного кредита, когда подойдёт их очередь.
15 февраля 2011 года между ОАО " ... " и О.О.В., О.М.Л. заключен кредитный договор N " ... ", согласно которому Банк предоставил кредит сроком на " ... " лет для приобретения квартиры в сумме " ... " под " ... " % годовых. На основании договора купли-продажи от 14 марта 2011 года приобретена квартира, площадью " ... " кв.м., в жилищное управление сданы копии необходимых подтверждающих документов.
Постановлением N " ... " от 05 июня 2015 года "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города Ставрополя от 12 октября 2010 года N " ... " "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года", исключен пункт 7, на основании которого семья О.О.В., О.М.Л. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Административные истцы считают данное решение органа местного самоуправления незаконным, необоснованным и нарушающим их конституционные права, поскольку на момент включения их семьи в муниципальную программу действовали Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285. Приобретение квартиры на условиях ипотечного кредитования на момент внесения изменений в Правила, не может свидетельствовать о наличии оснований для исключения семьи из числа участников подпрограммы, поскольку объем субсидий, предусмотренный Правилами на момент включения в подпрограмму, административным истцам не предоставлен.
Административные истцы просили суд: признать незаконным постановление администрации года Ставрополя от 05 июня 2015 года N " ... ";
обязать администрацию города Ставрополя восстановить О.О.В., О.М.Л. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года" с даты подачи ими заявления в администрацию города Ставрополя - с 25 октября 2010 года, под прежним номером;
обязать администрацию города Ставрополя направить документы семьи О. в соответствующие инстанции для получения средств для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту (кредитный договор N " ... " от 15 февраля 2011 года между ОАО " ... " и О.О.В., О.М.Л.).
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26 июля 2016 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признано незаконным постановление администрации города Ставрополя от 05 июня 2015 года N " ... ".
На администрацию города Ставрополя возложена обязанность восстановить О.О.В., О.М.Л. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года" с даты подачи ими заявления в администрацию города Ставрополя - с 25 октября 2010 года, под прежним номером.
Административный иск О.О.В., О.М.Л. к администрации города Ставрополя об обязании направить документы семьи О. в соответствующие инстанции для получения средств для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту (кредитный договор N " ... " от 15 февраля 2011 года между ОАО " ... " и О.О.В., О.M.JI.) - оставлен без удовлетворения
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя Д.Э.И. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что с 2011 года действует долгосрочная целевая подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, социальная выплата может быть использована, в том числе, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, ипотечным или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Р.Е.А. просит вынести законный и обоснованный судебный акт.
В возражениях на апелляционную жалобу О.О.В., О.М.Л. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. От представителя Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Р.Е.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
М.В.Т. в суд апелляционной инстанции не явилась, извещение о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции вернулось в адрес суда в связи с истечением срока хранения.
Неполучение лицами, участвующими в деле, направляемого судом извещения о времени и месте рассмотрения дела, при отсутствии уведомления судебной коллегии об изменении адреса места жительства свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Судебная коллегия признает уведомление указанного лица о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, отзыва на нее, выслушав представителя администрации города Ставрополя и комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя Д.Э.И., поддержавшую доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, О.О.В., О.М.Л., представителя О.М.Л. - Б.П.А., просивших решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 25 октября 2010 года семья О., составом из двух человек О.М.Л. и О.О.В. обратились в администрацию города Ставрополя с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Из уведомления N " ... " от 14 октября 2010 года следует, что семья О. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года".
На основании постановления администрации города Ставрополя от 29 ноября 2010 года N " ... " семья О. признана участницей муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года".
Семья О. регулярно, раз в год, как того требуют условия участия в целевой программе, являлась на перерегистрацию, о чем свидетельствуют отметки работников администрации с подписями.
Согласно представленным спискам молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" за 2012, 2013, 2014 годы, в них включена семья О.
В соответствии с кредитным договором N " ... " от 15 февраля 2011 года ОАО " ... " и О.Л.A., О.M.Л., О.О.В., О.Т.Г. заключили кредитный договор на получение "ипотечного кредита" по программе "Молодая семья" на сумму " ... " рублей.
На основании полученных кредитных средств О.О.В. и О.M.Л. заключили договор купли-продажи на приобретение однокомнатной квартиры, площадью " ... " кв.м., расположенной по адресу: " ... ".
Указанная квартира принадлежит О.M.Л. и О.О.В. по " ... " доли каждому, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Постановлением N " ... " от 05 июня 2015 года "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города Ставрополя от 12 октября 2010 года N " ... " "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года", исключен пункт 7, на основании которого семья О.О.В., О.М.Л. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Об исключении семьи Острейко из программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года" направлено уведомление N " ... " от 09 июня 2015 года.
Из уведомления от 01 декабря 2010 года N " ... " на имя О.О.В., О.M.Л. о включении их в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" следует, что работниками администрации города Ставрополя проставлены очередные номера в данной подпрограмме семьи Острейко за 2011, 2012, 2013, 2014 годы, а также по состоянию на 01 сентября 2015 года указан N " ... ".
О.О.В., в декабре 2015 года лично получила копию уведомления от 09 июня 2015 года и узнала о том, что ее семья исключена из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", а также копию постановления главы администрации города Ставрополя от 05 июня 2015 года N " ... " об исключении семьи О. из указанной подпрограммы.
В первой половине января 2016 года административные истцы обратились в Промышленный районный суд города Ставрополя.
Определением суда от 18 января 2016 года отказано О.О.В., О.М.Л. в принятии административного искового заявления к администрации города Ставрополя о признании решения органа местного самоуправления незаконным, разъяснено право обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Настоящее исковое заявление подано в Октябрьский районный суд города Ставрополя в порядке гражданского судопроизводства 04 марта 2016 года.
Определением суда от 26 июля 2016 года настоящее дело продолжено рассмотрением в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись основания для восстановления пропущенного трехмесячного срока на подачу административного иска об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Судебная коллегия считает, что выводы суда о незаконности действий администрации города Ставрополя по исключению семьи О. из состава участников подпрограммы на период 2002 - 2010 годы ошибочны, сделаны без учета материалов дела, с нарушением норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и в рамках ее реализации Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, которыми установлен порядок предоставления данных выплат, а также предусмотрены условия участия молодой семьи в подпрограмме.
Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (подпункт "б" пункта 5 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 6 Правил).
Право использовать социальную выплату с целью погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья было предоставлено молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора, но не ранее 01 января 2006 года (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" - раздел VI "Механизм реализации подпрограммы").
Таким образом, молодая семья имела право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" при обязательном соответствии предусмотренным п. 5 Правил, в том числе, при признании ее после 01 марта 2005 года нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ. Признание молодой семьи участницей подпрограммы позволяло ей использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья в том случае, если на момент оформления кредита (займа) она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой также входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (раздел V "Механизм реализации подпрограммы").
Указанными Правилами возможность использования социальной выплаты на погашение молодыми семьями долга по жилищным кредитам (за исключением уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита) не предусматривалась (п. 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575 пункт 2 Правил дополнен подпунктом "е", позволяющим использовать социальную выплату для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года.
Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации Правила дополнены пунктом 15 (1), содержащий перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с пп. "е" п. 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте "д" настоящего пункта (пп. "д" и "е").
Таким образом, получение молодыми семьями свидетельств о праве на социальную выплату на погашение долга по кредитам, полученным после 01 января 2011 года, нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне, не предусмотрено. Действующим правовым регулированием предполагается возможность предоставления такого свидетельства молодым семьям лишь на погашение первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Поскольку срок действия подпрограммы на 2002 - 2010 годы истек, выплата в рамках подпрограммы на 2011 - 2015 годы произведена быть не может, поскольку такие выплаты производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств.
Суд первой инстанции не учел, что социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным исключительно до 01 января 2011 года, а кредит административными истцами получен после 01 января 2011 года (кредитный договор от 15 февраля 2011 года). Возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору, заключенному после 31 декабря 2010 года, федеральным законодателем не предусмотрена; правом изменять условия предоставления социальной выплаты, установленные Правительством Российской Федерации, суд не наделен.
Не принял во внимание суд первой инстанции и того обстоятельства, что участие молодых семей в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей" с целью получения социальной выплаты по смыслу Федеральных целевых программ "Жилище" на 2002 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы является добровольным. Ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках обеих программ не предусматривали и не устанавливали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения участников подпрограммы информацию о возможном изменении условий Положения и Правил. В данном случае семья, являясь участником программы, действуя разумно и осмотрительно, до совершения соответствующих действий могла получить необходимую информацию для оценки последствий совершаемых действий, в том числе получить информацию о возможности использования социальной выплаты на погашение долга по заключаемому кредитному договору.
Таким образом, вывод суда о том, что оснований для исключения семьи О. из числа участников подпрограммы не имелось, противоречит закону.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 установлено, что в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку административными истцами приобретена в собственность квартира, общей площадью " ... " кв. м, что превышает учетную норму в " ... " кв. м. на одного члена семьи, установленную решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года, следовательно семья О. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно правомерно исключена из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем, не может являться участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
По изложенным мотивам решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований О.О.В., О.М.Л.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26 июля 2016 года отменить, апелляционную жалобу администрации города Ставрополя - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований О.О.В., О.М.Л. к администрации города Ставрополя о признании незаконным постановления от 05 июня 2015 года N " ... ", возложении обязанности восстановить в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.