Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Яковлевой В.В.,
судей - Черкуновой Л.В., Акининой О.А.,
при секретаре - Латыповой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Потамошневой Т.В, на решение Ленинского районного суда г. Самара от 01 августа 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Потамошневой Т.В, к Правительству Самарской области, Администрации г.о. Самара о признании права на получение социальной выплаты ветерана ВОВ в связи с его смертью, компенсации морального вреда - отказать.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Потамошнева Т.В, обратилась в суд с иском к Правительству Самарской области, Администрации городского округа Самара о признании права на получение социальной выплаты ветерана Великой Отечественной войны, в связи с его смертью.
В обоснование заявленных требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ года истец и ее отец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ветеран ВОВ, включены в очередь на улучшение жилищных условий. Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1, как труженику тыла, предоставлена социальная выплата в размере 645 722 руб. за счет средств областного бюджета (на недостающую по норме предоставления жилого помещения на 15,4 кв.м) для приобретения жилого помещения на состав семьи 2 человека. Право на социальную выплату не было реализовано, ДД.ММ.ГГГГ отец умер.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточнённых исковых требований просила признать за ней право на получение социальной выплаты после смерти отца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании п. 5.4. Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77 "Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" в редакции, действовавшей на момент смерти; обязать Правительство Самарской области и Администрацию городского округа Самара передать социальную выплату в сумме 645 722 руб. в связи со смертью ФИО1, его семье - дочери Потамошневой Т.В,, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с учетом индексации на день смерти - ДД.ММ.ГГГГ; обязать Правительство Самарской области и Администрацию городского округа Самара выплатить компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Потамошнева Т.В. просит решение суда отменить, как основанное на неправильном применении норм материального и процессуального права, постановить по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полом объеме. Указала, что судом необоснованно не применен п. 5.4. Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77 "Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан", действовавший на дату открытия наследства и предусматривавший право наследования социальной выплаты.
В заседании суда апелляционной инстанции Потамошнева Т.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Рассмотрев дело в порядке, предусмотренном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации городского округа Самары N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении ФИО1 социальной выплаты за счет средств областного бюджета на приобретение жилого помещения" ФИО1, как труженику тыла, предоставлена социальная выплата в размере 645 722 рублей для приобретения жилого помещения на состав семьи 2 человека, в том числе дочь - Потамошневу Т.В.
Постановлением Администрации г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с Законом Самарской области N 87-ГД от 11.06.2006 г. "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" на основании п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (в связи со смертью).
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что предоставленная в рамках реализации права на обеспечение жильем участника войны ФИО1 единовременная денежная выплата не может быть включена в состав наследства, так как является способом реализации такого права и неразрывно связана со статусом участника войны, в связи с чем не подлежит включению в состав наследства.
Указанный вывод суда соответствует материалам дела и требованиям материального закона, доводами апелляционной жалобы не опровергается.
В соответствии со ст. 1112 ГК Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
По смыслу указанной статьи в состав наследства входит только то, не связанное с личностью наследодателя имущество, которое принадлежало наследодателю на день открытия наследства, т.е. наследодатель должен обладать соответствующими имущественными правами и обязанностями при жизни.
Социальные льготы в соответствии с действующим законодательством по наследству не переходят.
Таким образом, при разрешении настоящего спора юридически значимым являлось установление того, была ли реализована социальная льгота по приобретению жилого помещения, возникли ли у наследодателя права и обязанности, переходящие по наследству, относительно жилого помещения, с какого момента.
В соответствии с ч.2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Самарской области N 115-ГД от 24.10.2006 г. "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в том числе тружеников тыла).
Согласно ст. 2 Закона Самарской области N 87-ГД от 11.07.2006 года "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" труженики тыла обеспечиваются жильем.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан" администрации муниципальных образований Самарской области обеспечивают жилыми помещениями путем предоставления социально выплаты за счет средств областного бюджета отдельные категории граждан, в том числе тружеников тыла.
Для получения социальной выплаты заявление о ее предоставлении предоставляет очередник (п. 5.1. Порядка). В случае приобретения (строительства) жилого помещения, осуществляемого гражданином - получателем социальной выплаты посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая договор купли-продажи, договор участия в долевом строительстве, договор уступки права требования по договору участия в долевом строительстве, внесение первоначального взноса при получении ипотечных кредитов (займов) на приобретение (строительство) жилого помещения), средства, поступившие на счет органа местного самоуправления на предоставление социальной выплаты, перечисляются организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Средства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, перечисляются в безналичном порядке в пределах величины размера социальной выплаты, но не более размера стоимости жилого помещения, установленного документом, подтверждающим право гражданина - получателя социальной выплаты (договор купли-продажи, договор участия в долевом строительстве, договор уступки права требования по договору участия в долевом строительстве, кредитный договор (договор целевого займа) на приобретение жилого помещения) (п. 5.3. Порядка).
Социальная поддержка, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714, направлена на обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов жильем и на территории Самарской области может выражаться в форме предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения либо его строительство. Установлено, что ФИО1 имел намерение приобрести жилье. При выборе данного варианта ветеран самостоятельно приобретает в собственность жилое помещение (что в соответствии с действующим законодательством происходит только после заключения и государственной регистрации договора купли-продажи), после чего уже реализуется его право на социальную поддержку, осуществляемую путем перечисления денежных средств на счет продавца.
При обеспечении жильем ветеран приобретает право пользования или собственности только на жилое помещение, но не на ресурсы, используемые субъектом Российской Федерации для обеспечения его возможности улучшить жилищные условия путем предоставления мер социальной поддержки.
В данном случае права на жилое помещение возникали с момента регистрации договора купли-продажи квартиры, после чего реализовывалось право ветерана на получение мер социальной поддержки в виде перечисления денежных средств на счет продавца по заключенному договору.
Денежные средства, предоставляемые в качестве меры социальной поддержки на обеспечение жильем, в собственность гражданина не переходят, а принадлежат государству до момента перечисления их на счет продавца по заключенному договору купли-продажи и не включаются в наследственную массу.
Судом установлено, что социальная выплата ветераном использована не была. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Договор купли-продажи жилого помещения не заключался.
Ввиду того, что условия для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения выполнены не были (не представлен договор купли-продажи жилого помещения), данная выплата не могла быть перечислена при жизни ФИО1 на счет продавца.
Поскольку предоставление социальной выплаты ответчиком носило не технический характер, а предполагало совершение определенных действий со стороны ФИО1, которые исполнены не были, то данная выплата в состав наследственного имущества входить не могла.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Потамошневой Т.В. в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пунктом 5.4. Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 77 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отельных категорий граждан" в редакции, действующей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., то есть на момент смерти ФИО1, предусматривалось, что в случае гибели или смерти гражданина, социальная выплата передается в соответствии с гражданским законодательством его семье, основанием к отмене решения суда являться не могут.
Предоставление участникам ВОВ жилых помещений является оконченным с момента приобретения указанными лицами жилого помещения. Установлено, что ФИО1 договор на приобретение жилья не заключил, что исключало возможность расходования средств социальной выплаты даже самим лицом, имевшим право на государственную социальную поддержку. Поэтому зачисление денежных средств на счет ветерана не свидетельствовало о поступлении их в его собственность и не является основанием для вывода о том, что данное имущество подлежит включению в наследственную массу. Перечисление денежных средств было этапом реализации права по получение жилого помещения, которая не была завершена. Приобретение имущественных прав по дальнейшей реализации указанных мер наследниками не основано на законе (ч. 2 ст. 1112 ГК РФ), поскольку реализация данных мер была связана с личностью наследодателя.
К тому же, указанный пункт Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 77 признан утратившим силу.
Более того, в соответствии с 5.7. Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 77, в случае смерти гражданина - получателя социальной выплаты социальная выплата перечисляется организации, осуществившей отчуждение приобретаемого гражданином - получателем социальной выплаты жилого помещения, либо физическому лицу, осуществившему отчуждение приобретаемого гражданином - получателем социальной выплаты жилого помещения, при условии подписания сторонами при жизни гражданина - получателя социальной выплаты договора купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры. Вместе с тем в рамках настоящего дела с достоверностью установлено, что договор купли-продажи жилого помещения при жизни ФИО1 подписан не был, обязанности по предоставлению социальной выплаты у ответчика не наступило.
При таком положении, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 01 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Потамошневой Т.В, - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.