Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Яковлевой В.В.,
судей - Черкуновой Л.В., Евдокименко А.А.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гридневой Г.А. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 08 августа 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Гридневой Г.А. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г. Самары включить в стаж педагогической деятельности Гридневой Г.А., период, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: период нахождения в отпуске по уходе за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В остальной части иска отказать."
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Гриднева Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование заявленных требований указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако получила отказ обоснованный отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа работы. В стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора в средней школе N, поскольку должность Списком не предусмотрена, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Отказ считает незаконным, поскольку должность "педагог-организатор" тождественна должности "организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми", она выполняла обязанности, предусмотренные для данной должности, относящиеся к педагогической деятельности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать за ней право как педагогического работника на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; включить в стаж педагогической работы, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать УПФ (ГУ) Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара назначить ей и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения- с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Гриднева Г.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым включить в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора в средней школе N.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Гриднева Г.А., ее представитель Бакулина Т.П. доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснив, что оспариваемая должность является тождественной должности организатора внеклассной и дошкольной воспитательной работы с детьми. В ее обязанности входили те же функции, она проводила воспитательную работу, координировала деятельность детских и юношеских организаций, кружков, организовывала внеклассную и внешкольную работу с детьми.
Пенсионный фонд не явился, извещен.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Право на пенсию в связи с педагогической деятельностью определяется на основании пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии специального стажа не менее 25 лет в учреждениях для детей.
Согласно пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости" в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Список N 781);
-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 01.11.1999г. по 31.12.2001г. включительно (далее - Список N 1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогов, деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно (Список N 463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
По материалам дела установлено, что решением ГУ - УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ Гридневой Г.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, в связи с отсутствием требуемого стажа - 23 года 10 месяцев 14 дней педагогической деятельности менее требуемого (25 лет).
Из подсчета специального стажа, в т.ч. исключены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности педагога-организатора в средней школе N, что подтверждается протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования о включении в специальный стаж периода отпуска по уходу за ребенком, суд на основании изученных документов, пришел к выводу о том, что отпуск истца по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия ст. 167 КЗоТ РСФСР, предусматривавшей включение оспариваемого периода в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд пришел к выводу о наличии оснований для включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы Гридневой Г.А., занимающей должность учителя математики в средней школе.
Решение суда в указанной части не обжалуется, в связи с чем не является предметом апелляционного рассмотрения.
Разрешая требования Гридневой Г.А. о включении в специальный педагогический стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора МОУ средняя общеобразовательная школа N, суд обоснованно признал несостоятельными доводы истца о том, что указанная должность тождественна должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, Постановлением Минтруда РФ от 11.11.1992 N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации" предусмотрено самостоятельное наименование должности "педагог-организатор".
При этом ни в Список должностей и учреждений от 29.10.2002 N 781, ни в ранее действовавшие Списки профессий и должностей должность "педагог-организатор" включена не была, в отличие от должности "организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми" в общеобразовательных учреждениях.
Должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы была введена на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1966 N 874 "О дальнейшем улучшении работы средней общеобразовательной школы" и с 1967/1968 учебного года предусматривалась в штате средних школ вместо должности заместителя директора по производственному обучению (п. 11).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.1984 N 313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы" должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы была включена в утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Задачи, стоящие перед организаторами внеклассной и внешкольной воспитательной работы, их основные права и обязанности были определены Письмом Министерства просвещения СССР от 19.06.1967 N 52-М "Об организаторе внеклассной и внешкольной работы с детьми", а также Приказом Министерства просвещения СССР от 28.07.1970 N 50 "Об улучшении деятельности организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы".
Должности педагогов-организаторов впервые введены распоряжением Совета Министров РСФСР от 30.08.1973 N 1389-р; в последующем регламентированы приказом Министерства просвещения СССР от 05.01.1977 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения" (приложение N 6).
Приказом Министерства просвещения СССР от 30.04.1986 N 92 "Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы" обращалось внимание на необходимость координации совместной деятельности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы и педагога-организатора домоуправления.
Общесоюзным классификатором, раздел "Профессии рабочих, должности служащих, и тарифные разряды утвержденным Постановлением Госкомстандарта СССР от 27.08.1986 N 016 и введенным в действие с 01.01.1987, были предусмотрены как должность педагога-организатора воспитательной работы с детьми и подростками, так и организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что закон различает должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и педагога-организатора. Оснований для признании приведенных должностей тождественными, не имеется. Доказательства, что работодателем должность истца "педагог-организатор" указана неправильно, отсутствуют.
Принимая во внимание, что с включением в специальный стаж истца периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ требуемый законом стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости отсутствует, выводы суда об отсутствии оснований для назначения такой пенсии являются верными.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в иске основан на положениях вышеуказанных норм и не противоречит установленным по делу обстоятельствам, доказательств об ином представлено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 08 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гридневой Г.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.