Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Черкуновой Л.В., Емелина А.В.,
при секретаре Булановой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Цацуа Д.М. на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 02 августа 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Цацуа Д.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении в страховой стаж периода обучения во "данные изъяты" институте с 01.09.1978 г. по 19.06.1987 г. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Цацуа Д.М. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти о включении периодов в трудовой стаж.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в его общий трудовой стаж не засчитан период обучения во "данные изъяты" институте с 01.09.1978 г. по 19.06.1987 г., так как продолжительность обучения превысила 5 лет. Считает отказ незаконным, поскольку под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности: обучение в училищах, школах, на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Цацуа Д.М. просил суд включить период обучения во "данные изъяты" институте с 01.09.1978 г. по 19.06.1987 г. в общий трудовой стаж и назначить страховую пенсию с 27.02.2016 г.
Судом постановленоуказанное выше решение, которое просит отменить истец по доводам апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, считает его правильным.
С 01.01.2015 года основания назначения пенсии предусмотрены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (то есть с 01 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Цацуа Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти Самарской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", предоставив трудовую книжку и документ об образовании.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти N от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N N от ДД.ММ.ГГГГ) в назначении страховой пенсии по старости Цацуа Д.М. отказано в связи с отсутствием требуемого страхового (трудового) стажа, необходимого для назначения пенсии. Страховой стаж истца составил 3 года 11 месяцев 22 дня, ИПК равен 3,307, что менее требуемого допустимого минимума для назначения страховой пенсии.
Из указанного протокола следует, что на основании представленных истцом документов в страховой стаж не включен период его обучения во "данные изъяты" институте (ныне "данные изъяты"), продолжительностью 8 лет и 9 месяцев, что не соответствует нормам законодательства.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно ст. 35 названного закона с 1 января 2016 года необходимая продолжительность страхового стажа для определения права на страховую пенсию по старости составляет 7 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента не менее 9. ИПК определяется исходя из страхового стажа, среднемесячной заработной платы и отчислений работодателей ( п. 9 ст. 15 Закона N 400-ФЗ).
Согласно ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (2).
Статьей 12 Закона N 400-ФЗ указаны иные периоды, включаемые в страховой стаж. Названный перечень является исчерпывающим, период обучения в указанном перечне отсутствует.
Исходя из положения п. 1 и 2 ст. 14 вышеуказанного закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До регистрации Цацуа Д.М. в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования 20.04.1998 г. никаких сведений о работе истца не имеется.
Действовавшее до 01.01.1992 года правовое регулирование предусматривало возможность включения в общий трудовой стаж периода обучения в высшем учебном заведении.
Подпунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Таким образом, в силу пункта 109 Положения, период обучения в высшем учебном заведении, предусмотренный в подпункте "и", подлежит включению в общий стаж, но при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Истец проходил обучение во Фрунзенском политехническом институте с 01.09.1978 г. по 19.06.1987 г. Однако, как следует из трудовой книжки, первая запись о трудоустройстве истца датирована 03.04.1994 г.
Кроме того, следует учесть, что истец обучался на заочной форме обучения, трудовую деятельность в указанный период не осуществлял, период его учебы составил 8 лет и 9 месяцев, при этом он трижды был оставлен на повторный год обучения, что следует из архивной справки N от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах оснований для включения спорного периода учебы в общий стаж работы истца у суда не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно, правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе истца не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 02 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цацуа Д.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.