судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хаировой А.Х.,
судей: Ефремовой Л.Н., Акининой О.А.,
при секретаре Лещевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Бутина С.В. по доверенности Милевской Р.И. на решение Самарского районного суда г. Самары от 09 августа 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Бутина С.В. к Федеральному Государственному Казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (отдел N 1 г. Самара) о признании незаконным решения о расчете размера жилищной субсидии, признании права на получение жилищной субсидии с учетом права на дополнительную жилую площадь отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения истца Бутина С.В. и его представителя по доверенности Вейнерт В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ по доверенности Юсова В.В., судебная коллегия
установила:
Истец Бутин С.В. обратился в суд с иском к ответчику Федеральному Государственному Казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, мотивируя тем, что он, подполковник запаса, был уволен с военной службы с должности преподавателя "данные изъяты", по состоянию здоровья **.**.****, выслуга лет в календарном исчислении составляет ** лет ** дней. Протоколом N * заседания жилищной комиссии от **.**.**** истец был принят на учет в качестве нуждающегося для получения постоянной жилой площади с составом семьи 3 человека. Протоколом N * заседания жилищной комиссии "данные изъяты" от **.**.**** постановлено:в случае увольнения подполковника Бутина С.В. из рядов Вооруженных сил РФ, оставить его в списке очередников на получение жилых помещений по "данные изъяты" в соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", с учетом права на дополнительную жилую площадь и составом семьи 3 человека. Письменным сообщением от **.**.**** ответчик разъяснил, что право истца на дополнительную жилую площадь не признается.
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, истец просил суд признать за ним право на получение жилищной субсидии с учетом его права на дополнительную жилую площадь от 15 до 25 кв.м.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Бутина С.В. по доверенности Милевская Р.И. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении уточненных исковых требований истца, обязав ответчика произвести расчет и выплату жилищной субсидии Бутину С.В. для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства, с учетом права на дополнительную площадь от 15 до 25 кв.м. Указывает, что до **** года ответчик признавал за Бутиным С.В. право на дополнительную площадь. Ссылается на то, что судом не принято во внимание обстоятельство - отчуждение в пользу государства квартиры общей площадью 70, 3 кв.м. по адресу: "адрес". При увольнении истца, ему было гарантировано оставление в списке очередников по "данные изъяты" в соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих". Заявитель жалобы считает, что за истцом сохраняется право на получение жилого помещения с учетом дополнительной площади.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с п. 16 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 15.1 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 15.1 ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец, подполковник запаса, был уволен с военной службы с должности преподавателя "данные изъяты", по состоянию здоровья, **.**.**** на основании приказа N * от **.**.****.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положением ст. 15.1 Федерального Закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходя из того, что преподаватели военных профессиональных образовательных организаций - в отличие от офицеров в воинских званиях полковник, ему равном и выше - при обеспечении жилым помещением имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы в должности преподавателя, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что ранее он распорядился принадлежащей ему и членам его семьи на праве собственности трехкомнатной квартирой в "адрес" в пользу Министерства Обороны РФ, и указал, что данное обстоятельство не является основанием для обеспечения истца в настоящее время жильем с учетом права на дополнительную жилую площадь как преподавателя.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы истца о том, что он незаконно был уволен с военной службы в статусе преподавателя, не будучи обеспеченным жильем, поскольку законность прекращения трудовых отношений истцом не оспаривалась.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.
Содержание п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает на то, что преподаватели военных вузов, в отличие от офицеров в воинских званиях полковник, ему равном и выше, при обеспечении жилым помещением имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы в должности преподавателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.
По смыслу приведенных выше законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, право на дополнительную общую площадь жилого помещения при обеспечении жилым помещением возникает у преподавателей военных профессиональных образовательных организаций лишь в период прохождения военной службы в должности преподавателя.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на получение дополнительной жилой площади по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса; при этом прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу, а изменение правового регулирования предоставления таких льгот не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод (определения от 24 июня 2008 года N 559-О-О, от 14 июля 2011 года N 1021-О-О, от 25 сентября 2014 года N 2293-О, от 24 марта 2015 года N 667-О, от 27 октября 2015 года N 2488-О и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19 июля 2016 г. N 1583-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лисина Дмитрия Николаевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 15.1 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" указал, что оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, который при предоставлении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения преподавательскую должность не занимал.
Довод апелляционной жалобы о том, что до **** г. ответчик признавал за Бутиным С.В. право на дополнительную площадь, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку, как уже отмечалось выше, право на дополнительную общую площадь жилого помещения при обеспечении жилым помещением возникает у преподавателей военных профессиональных образовательных организаций лишь в период прохождения военной службы в должности преподавателя.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену постановленного судом решения, поскольку по существу они повторяют правовую позицию истца, изложенную им в суде первой инстанции, выражают несогласие с выводами суда, тогда как их правильность не опровергают, и основаны на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 09 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бутина С.В. по доверенности Милевской Р.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.