Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Яковлевой В.В.,
судей - Евдокименко А.А. и Набок Л.А.,
при секретаре - Сукмановой Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - ГУ МВД России по Самарской области на решение Октябрьского районного суда города Самары от 8 августа 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Мальцева А.З. удовлетворить. Определить дату постановки Мальцева А.З. и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления - с **.**.****.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы представителя ответчика - ГУ МВД России по Самарской области - Юрченко Е.В., возражения на доводы жалобы истца - Мальцева А.З., судебная коллегия
установила:
Истец - Мальцев А.З. обратился в суд с иском об определении даты принятия на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения к ответчику ГУ МВД России по Самарской области в обоснование своих требований указав, что истец является сотрудником органов внутренних дел РФ более 18 лет. В настоящее время он проходит службу в отделе полиции N * Управления МВД по городу Самаре в должности "данные изъяты" отдела полиции N *. Он и его семья не обеспечены жильем. С **** года истец проживает постоянно с женой - ФИО7 и несовершеннолетними детьми: ФИО8, **.**.**** года рождения, ФИО9, **.**.**** года рождения, на съемной квартире расположенной по адресу: "адрес". **.**.**** истец обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив все необходимые документы, на что ему было рекомендовано предоставить полный пакет документов. Данное решение ответчика было оспорено им в судебном порядке. Решением Октябрьского районного суда города Самары от 30 мая 2013 года требование ответчика о предоставлении дополнительных документов для рассмотрения и принятия заявления истца от **.**.**** признано незаконным, при этом, суд обязал ГУ МВД России по Самарской области рассмотреть и принять решение по заявлению Мальцева А.З. от **.**.**** о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты. Таким образом, с **.**.**** у истца возникло право на принятие его на учет для получения единовременной выплаты. Однако согласно выписке из приказа ГУ МВД России по Самарской области от **.**.**** истец был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты только с **.**.****. На его заявление ответчику от **.**.**** об изменении даты постановки на учет и переносе очередности с **.**.**** на **.**.**** решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от **.**.**** истцу отказано. На основании изложенного истец просил суд определить дату принятия его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с **.**.****.
Судом постановленовышеуказанное решение, которое ответчик - ГУ МВД России по Самарской области считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - ГУ МВД России по Самарской области судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального Закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 4 Федерального Закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно ч. 4 ст. 4 этого же Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2011 года N1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения); б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке, (расторжении брака); г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Согласно п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что право сотрудника органов внутренних дел на названную единовременную социальную выплату, признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, при условии, что он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Вместе с тем, по смыслу закона указанное право сотрудника внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, то есть соответствующее право не может возникнуть ранее даты подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела видно, что **.**.**** истец - Мальцев А.З. обратился в ГУ МВД России по Самарской области с соответствующим заявлением, приложив документы для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что подтверждается справкой, выданной секретарем Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области, из которой следует, что от Мальцева А.В. **.**.**** приняты документы и заявление для рассмотрения на комиссии вопроса о принятии на учет (снятия с учета) для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за входящим N *.
Судом первой инстанции также установлено, что согласно выписке из протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от **.**.**** истцу - Мальцеву А.З. рекомендовано представить полный пакет документов, в соответствии с п. 5 раздела 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ 30 декабря 2011 года N1223.
Также из материалов дела видно, что решением Октябрьского районного суда города Самары от 30 мая 2013 года, вступившим в законную силу 5 июля 2013 года, требование ответчика о предоставлении дополнительных документов для рассмотрения и принятия заявления истца от **.**.**** признано необоснованным, на ГУ МВД России по Самарской области возложена обязанность рассмотреть и принять решение по заявлению Мальцева А.З. от **.**.**** о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты. Вышеуказанным судебным постановлением установлено, что Мальцевым А.З. были представлены в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Самарской области все необходимые документы согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N1223.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что согласно выписке из приказа ГУ МВД России по Самарской области N * от **.**.**** Мальцев А.З. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты и зарегистрирован в книге учета под N * с **.**.****. **.**.**** истец - Мальцев А.З. обратился в ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о пересмотре очередности принятия его заявления для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. В соответствии с выпиской из протокола N * заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от **.**.**** Мальцеву А.З. отказано в изменении даты принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска, а именно определении даты постановки Мальцева А.З. и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления - с **.**.****, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что вступившим в законную силу судебным актом, имеющим в силу требований ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение для настоящего гражданского дела, установлен факт возникновения у истца права принятия на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи им соответствующего заявления - с **.**.****.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о неправильности определения судом первой инстанции даты постановки истца на соответствующий учет, поскольку действующее законодательство какими-либо определенными сроками данную дату не определяет, устанавливая лишь максимальный срок рассмотрения соответствующего заявления, между тем, по смыслу закона права, возникновение которых носит заявительный характер, признаются возникшими у соответствующего лица с момента подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган, если иное прямо не установлено законом.
Все остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда города Самары от 8 августа 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - ГУ МВД России по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.