Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Шилова А.Е. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Астафиевой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по дело по иску Семендяй С.Я. к МИФС N 16 по Самарской области и филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области об оспаривании действий, решений, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, пересчете земельного налога,
по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 25 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области Борисовой Л.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Семендяй В.Я. - Рахманиной О.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Семендяй В.Я. обратился в суд с иском к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) о виде разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N "для индивидуальной жилой застройки", расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование указал, что разрешенное использование земельного участка влечет за собой исчисление земельного налога исходя из ставки 1.5%, после его изменения - 0.3%.
Решением от 31 марта 2016 года филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области приостановил осуществления кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по его заявлению от 28 марта 2016 года (л.д. 24-25).
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена МИФНС России N 16 по Самарской области, в качестве третьих лиц Управление Росреестра по Самарской области, администрация городского округа Чапаевск Самарской области МКУ "Управлении архитектуры и градостроительства городского округа Чапаевск Самарской области (л.д. 46).
В ходе рассмотрения дела Семендяй В.Я. требования уточнил (л.д. 60) и просил обязать МИФНС России N 16 по Самарской области при исчислении земельного налога применять налоговые ставки, соответствующие виду разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N и N и произвести перерасчет земельного налога за предыдущие годы с момента внесения в кадастровый паспорт вида использования земельных участков, обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области внести изменения, признать незаконным взыскание налога по ставке 1.5%, признать незаконным отказ филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Рассмотрев требования Семендяй В.Я. в порядке гражданского судопроизводства Чапаевский городской суд Самарской области решением от 25 июля 2016 года иск удовлетворил частично: решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 1 июля 2016 года N 63-00110/16-100606 об отказе в осуществлении кадастрового учета недвижимости признано незаконным. На филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области возложена обязанность по осуществлению учета изменения принадлежащего Семендяй В.Я. земельного участка с кадастровым номером N площадью 6 313 кв.м., по адресу: "адрес" части вида разрешенного использования - с "для эксплуатации здания" на "для индивидуальной жилой застройки". В удовлетворении остальной части требований отказано (л.д. 84-88).
В апелляционной жалобе представитель филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области выражает несогласие с решением суда, полагает его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права (л.д. 90-91).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных Федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о кадастре полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона о кадастре, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" и приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 473 "полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и его филиалы. Эти полномочия на территории Самарской области возложены на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Налоговые органы в соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 НК РФ).
Из материалов дела усматривается, что Семендяем В.Я. оспариваются решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области уполномоченного на осуществление функций по ведению ГКН, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, а также оспариваются действия МИФС N 16 по Самарской области, осуществляющей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, что предусмотрено положениями ч.1 ст. 218 КАС РФ.
Исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, судебная коллегия находит, что возникший спор подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чапаевского городского суда города Чапаевск Самарской области от 25 июля 2016 года по данному делу отменить, производство по делу прекратить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.