Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО2 - представителя по доверенности ООО "УК N2 ЖКХ" на постановление административной комиссии Автозаводского района г.о. Тольятти N2007 от 20.04.2016 года, решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 02.06.2016 года и решение судьи Самарского областного суда от 11.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Автозаводского района г.о.Тольятти N2007 от 20.04.2016 года ООО "УК N2 ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за неисполнение нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, кроме действий, предусмотренных статьями 2.1.15, 2.1.16, 4.11, 4.18, 4.20, 4.22, 4.23 и 10.3 настоящего Закона, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то есть за неисполнение той же нормы нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления.
Решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 02.06.2016 года постановление административной комиссии Автозаводского района г.о.Тольятти N2007 от 20.04.2016 года оставлено без изменения.
Решением судьи Самарского областного суда от 11.08.2016 года оставлено без изменения решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 02.06.2016 года и постановление административной комиссии Автозаводского района г.о.Тольятти N2007 от 20.04.2016 года.
В надзорной жалобе представитель ФИО2, указывает на невиновность ООО "УК N2 ЖКХ" в данном административном правонарушении, считая, что согласно "ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" вывоз отходов (крупногабаритного мусора) производится по мере их накопления; в соответствии с п.5.8 Постановления мэрии г.о.Тольятти Самарской области от 07.08.2014г. N2870-п/1 (Порядок сбора отходов на территории г.о. Тольятти) вывоз КГМ осуществляется по мере накопления, но не реже двух раз в неделю, в данном случае погрузка и вывоз КГМ выполнены 29.03.2016 года в соответствии с графиком вывоза КГМ, последующий вывоз КГМ от данного дома произведен 01.04.16 года; указывая, что рабочее время у сотрудников управляющей компании установлено до 17:00, считает, что обнаружение отходов (КГМ) в 18:30 не может быть признано нарушением, поскольку круглосуточного сбора отходов действующими нормативами не предусмотрено; специально отведенных мест для сбора отходов в "адрес" по Приморскому б-ру не предусмотрено (за исключением мусоропроводов); собственникам помещений данного дома управляющей компанией был предложен на согласование перечень работ, необходимых для нормального функционирования жизнедеятельности дома, в перечне работ предусматривалось и устройство площадки для сбора крупногабаритного мусора, однако предложенные работы были собственниками отклонены, выбраны другие виды работ (Протокол от 25.01.2016г.), в связи с чем места сбора отходов по факту определены около подъездов дома; полагает, что все необходимые меры управляющей компанией предприняты для соблюдения нормы, предусмотренной п.6.2 "Правил благоустройства территории г.о.Тольятти"; обращает внимание на допущенные процессуальные нарушения в ходе рассмотрения административного дела, выразившиеся в ненадлежащем извещении ООО "УК N2 ЖКХ" о месте и времени рассмотрения дела административной комиссией, так как извещение в электронной форме, действующим административным законодательством не предусмотрено и просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу, за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч.1 ст.1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п.6.2 "Правил благоустройства территории г.о.Тольятти", утвержденных постановлением мэрии г.о.Тольятти от 26.02.2013 N543-п/1, не допускается складирование отходов на любых территориях вне специально установленных мест. Уборку, вывоз и утилизацию мусора и строительных отходов, складированных в местах, не предназначенных для их размещения, осуществляет правообладатель земельного участка, собственник отходов. В случае если не удается определить собственника отходов и данная территория относится к территории общего пользования, то ликвидацию несанкционированной свалки осуществляет специализированная организация, осуществляющая деятельность в соответствии с муниципальным контрактом (муниципальным заданием для МБУ).
В соответствии с п.5.8 Постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 07.08.2014 N 2870-п/1 (ред. от 27.11.2015) "Об утверждении Порядка сбора отходов на территории городского округа Тольятти" (в редакции от 27.11.2015) вывоз КГМ должен осуществляться по мере его накопления и не реже двух раз в неделю.
Неисполнение нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, кроме действий, предусмотренных статьями 2.1.15, 2.1.16, 4.11, 4.18, 4.20, 4.22, 4.23 и 10.3 настоящего Закона, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то есть за неисполнение той же нормы нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 31.03.2016 года в 18 часов 30 минут старшим помощником прокурора Автозаводского района г.о.Тольятти ФИО3 во исполнение указания прокуратуры Самарской области N138/7 от 09.08.2013 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о благоустройстве городских территорий, по результатам которой выявлено, что ООО "УК N2 ЖКХ" ранее за неисполнение нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, подвергнутое административной ответственности по ч.1 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", повторно допустило нарушение п.6.2 "Правил благоустройства территории г.о.Тольятти", утвержденных постановлением мэрии г.о.Тольятти от 26.02.2013 N543-п/1, выразившееся в допуске складирования отходов вне специально отведенных для этого мест по адресу: г.Тольятти, б-р Приморский, д.40, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
По факту выявленного правонарушения помощником прокурора Автозаводского района г.о.Тольятти ФИО3 составлен акт от 31.03.2016г., который послужил основанием для составления членом административной комиссии Автозаводского района г.о.Тольятти ФИО4 12.04.2016 года в отношении ООО "УК N2 ЖКХ" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Административной комиссией Автозаводского района г.о.Тольятти и предыдущими судебными инстанциями в подтверждение, что ООО "УК N2 ЖКХ" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении NАЮ-17/11 от 12.04.2016 года (л.д.16); рапорт старшего помощника прокурора Автозаводского района г.о.Тольятти ФИО3 от 31.03.2016 года об обстоятельствах выявления признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" (л.д.17); акт старшего помощника прокурора Автозаводского района г.о.Тольятти ФИО3 от 31.03.2016 года, согласно которому в ходе проверки, проведенной в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о благоустройстве, 31.03.2016г. 18 часов 30 минут установлено, что при эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тольятти, Приморский б-р, д.40, допущено складирование отходов на придомовой территории вне специально установленных мест, то есть не организован сбор твердых бытовых отходов в контейнеры, крупногабаритных отходов на специально отведенные площадки (л.д.18); распечатка контактных данных с сайта юридического лица - ООО "УК N2 ЖКХ", содержащая сведения в том числе об электронном адресе юридического лица (л.д.20); извещение от 11.04.2016, направленное генеральному директору ООО "УК N2 ЖКХ" посредством электронной почты и ответ об успешном доставлении указанному адресату электронного письма (л.д.21, 25); сведения из ЕГРЮЛ по состоянию на 12.04.2016 года (л.д.22-24), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО "УК N2 ЖКХ" в совершении данного административного правонарушения.
В постановлении административной комиссии Автозаводского района г.о.Тольятти и решениях предыдущих судебных инстанций вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов административного дела следует, что выявленные нарушения стали возможны в результате неисполнения и ненадлежащего исполнения ООО "УК N2 ЖКХ" своих обязанностей. Обществом не приняты все зависящие от него меры по уборке, вывозу и утилизации мусора и строительных отходов, складированных в местах, не предназначенных для их размещения, что посягает на установленный порядок управления в области жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и содержания территорий.
Состав вмененного административного правонарушения является формальным и не требует наступления общественно-опасных последствий.
В надзорной жалобе представителя ООО "УК N2 ЖКХ" указано, что мусор вывезен 29.03.2016 года, из чего следует, что до выявления правонарушения - 31.03.2016 года, у юридического лица было достаточно времени для вывоза вновь складированного мусора с целью недопущения его накопления и соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Учитывая вышеизложенное, административной комиссией Автозаводского района г.о.Тольятти и судьей районного суда обоснованно сделан вывод о виновности ООО "УК N2 ЖКХ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Довод надзорной жалобы о ненадлежащем извещении ООО "УК N2 ЖКХ" о месте и времени рассмотрения дела административной комиссией, является необоснованным.
В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях административному органу и судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Извещение и документы направлены посредством электронной почты на официальный сайт юридического лица, о чем свидетельствуют извещение, направленное генеральному директору ООО "УК N2 ЖКХ" от 11.04.2016г. и ответ об успешном доставлении указанному адресату электронного письма (л.д.21, 25).
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении административной комиссией Автозаводского района г.о. Тольятти были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, то есть возможность участвовать в рассмотрении дела, представлять свои объяснения, доказательства, заявлять ходатайства. Участие представителя ООО "УК N2 ЖКХ" в заседании административной комиссии обязательным не признано, а его отсутствие не явилось препятствием для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела в отсутствие представителя ООО "УК N2 ЖКХ" не явилось нарушением процессуального права и не повлияло на установление истины по делу и виновности юридического лица в совершенном административном правонарушении.
Кроме этого, представитель ООО "УК N2 ЖКХ" ФИО2 02.06.2016 года участвовал в судебном заседании при рассмотрении его жалобы на постановление административной комиссии Автозаводского района г.о. Тольятти N2007 от 20.04.2016 года в районном суде и реализовал все свои права на судебную защиту, с его участием были проверены все доводы, которые обоснованно признаны несостоятельными.
При вынесении постановления административная комиссия Автозаводского района г.о.Тольятти и судья районного суда приняли во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определили фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения административного дела и указали обоснованную правовую мотивировку о виновности ООО "УК N2 ЖКХ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Законность и обоснованность вынесенного административной комиссией Автозаводского района г.о.Тольятти 20.04.2016 постановления о привлечении ООО "УК N2 ЖКХ" к административной ответственности проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 02.06.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доводам жалобы на постановление административной комиссии, доказательствам по делу, с указанием мотивов, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления административной комиссии.
Законность и обоснованность вынесенного районным судьей 02.06.2016 года решения об оставлении без изменения постановления административной комиссии Автозаводского района г.о.Тольятти от 20.04.2016 года о привлечении ООО "УК N2 ЖКХ" к административной ответственности по ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" были в полном объеме проверены судьей областного суда с соблюдением требований ст.ст.30.6 - 30.7 КоАП РФ и в решении от 11.08.2016 года дана надлежащая правовая оценка, в том числе доводам, аналогичным изложенным в надзорной жалобе и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления административной комиссии и решения районного судьи.
Нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности судебными инстанциями не установлено.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы административной комиссии Автозаводского района г.о.Тольятти и предыдущих судебных инстанций о виновности ООО "УК N2 ЖКХ" в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено, административной комиссией и предыдущими судебными инстанциями процессуальных нарушений не допущено, нормы материального права применены правильно.
Принцип презумпции невиновности районным судьей и судьей областного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО "УК N2 ЖКХ", не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, в пределах санкции ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", и оснований для отмены либо изменения судебных решений и постановления административной комиссии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление административной комиссии Автозаводского района г.о. Тольятти N2007 от 20.04.2016 года, решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 02.06.2016 года и решение судьи Самарского областного суда от 11.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", в отношении ООО "УК N2 ЖКХ" оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО2 - представителя по доверенности ООО "УК N2 ЖКХ" оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.