Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 06 октября 2016 г. по делу N 33-296/2016
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Томашевича В.В. и Пересады А.Н., при секретаре Григорьевой А.В., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение 26 гарнизонного военного суда от 8 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Соколова Р. В. к ФГКУ "СУ ФПС" об отмене приказа об освобождении от занимаемой должности и зачислении его в распоряжение этого государственного учреждения.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н., судебная коллегия
установила:
Соколов обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ начальника ФГКУ "СУ ФПС" от 1 февраля 2016 года N 10 л/с об освобождении его от занимаемой должности и выведении в распоряжение указанного государственного учреждения и возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить этот приказ. Кроме того, истец просил обязать начальника ФГКУ "СУ ФПС" произвести перерасчет и выплатить ему недополученное денежное довольствие за период с 1 февраля по день вынесения судебного постановления.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований истца отказал.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, истец Соколов в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которое бы удовлетворяло его требования.
В обоснование жалобы Соколов, указывает, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм процессуального и материального права и определение имеющих значение обстоятельств, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем приводит следующие доводы.
Ссылаясь на нормы Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 3 ноября 2011 года N 668, автор жалобы утверждает, что поскольку у него имеется несколько оснований для увольнения с федеральной противопожарной службы, то он имеет права выбора исходя из предоставляемых льгот, гарантий, компенсаций и преимуществ.
Далее автор жалобы указывает на то, что о сокращении его должности, ему стало известно 25-27 январе 2016 года, однако в уведомлении указана дата 28 января 2016 года, что не соответствует действительности.
Суд оставил без внимания тот факт, что беседа о предстоящем его увольнении с федеральной противопожарной службы в связи с сокращением штатов, была проведена руководителем ФГКУ "СУ ФПС" спустя четыре месяца с момента освобождения его от занимаемой должности, то есть 23 мая 2016 года. После чего он был убежден, что будет представлен к увольнению именно по этому основанию. Однако в последующем на основании приказа начальника ФГКУ "СУ ФПС" от 12 июля 2016 года N 69 л/с он был уволен с федеральной противопожарной службы по возрасту.
Вышеизложенные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о том, что ответчиком допущено нарушение порядка его увольнения, предусмотренного действующим законодательством, что влечет признание увольнения незаконным.
В заключение Соколов обращает внимание на то, что в отношении него работодателем была допущена дискриминация.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Вопреки доводам автора жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение основывается на правильном применении норм материального и процессуального права.
Как усматривается из материалов дела, приводимые в апелляционной жалобе доводы касаются, в основном, не вопроса освобождения Соколова от занимаемой должности и выведении в распоряжение, а его последующего увольнения с федеральной противопожарной службы, то есть действий должностных лиц, совершенных вне рамок настоящего дела и которые при определенных обстоятельствах могут являться предметом иного судебного разбирательства.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, непосредственно касающиеся оспариваемого решения, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пунктам "б", "г" и "е" ч. 1 ст. 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел, в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе и окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
В соответствии с п. 57 Инструкции сотрудник может быть зачислен в распоряжение организации МЧС России в случае сокращения численности или штата сотрудников. Издание приказа о зачислении в распоряжение и ознакомление сотрудника с ним производится в трехдневный срок, за исключением выходных и праздничных дней, со дня поступления в организацию МЧС России приказа либо выписки из приказа о зачислении в распоряжение, но не ранее даты вступления приказа в законную силу. В случае болезни, нахождения сотрудника в отпуске, командировке или отсутствия его на службе по иным уважительным причинам ознакомление сотрудника с приказом о зачислении в распоряжение производится в трехдневный срок, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней, с момента выхода сотрудника на службу. Сотрудник, находящийся в распоряжении, подлежит увольнению со службы до истечения двух месяцев с даты окончания контракта по п. "г" или по окончании срока нахождения в распоряжении по п. "е" ст. 58 Положения или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.
Предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее, чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 58 Положения).
Как усматривается из материалов дела, Соколов заключил контракт с указанным государственным учреждением до 7 марта 2016 года, то есть до наступления предельного возраста нахождения на службе. В связи с этим 21 декабря 2015 года ему было вручено извещение от 15 декабря этого же года о предстоящем увольнении из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по возрасту.
Однако в последующем приказом начальника Управления специальной пожарной охраны МЧС России от 19 января 2016 года N 1с об изменении штатных расписаний учреждений, подчиненных этому Управлению, произведено сокращение штатного расписания в ФГКУ "СУ ФПС".
В связи с этим 28 января 2016 года Соколов был уведомлен о предстоящем сокращении занимаемой им должности заместителя начальника службы пожаротушения - начальника дежурной службы смены с 1 февраля 2016 года, о чем свидетельствует его личная подпись на указанном документе (л.д. 72).
Оспариваемым приказом начальника ФГКУ "СУ ФПС" от 1 февраля 2016 года N 10 л/с Соколов освобожден от занимаемой должности и выведен в распоряжение этого государственного учреждения (л.д. 78), с которым он был ознакомлен 29 февраля 2016 года (л.д. 79).
При этом, в период с января по май 2016 года истец находился в предоставленном ему очередном отпуске, а также проходил амбулаторное и стационарное лечение.
На основании приказа начальника ФГКУ "СУ ФПС" от 6 мая 2016 года N 42 л/с срок нахождения истца в распоряжение продлен с 10 мая этого же года, в связи с чем 11 мая он был направлен для прохождения военно-врачебной комиссии для определения его годности к службе.
После проведения медицинского освидетельствования с Соколовым 23 мая 2016 года была проведена беседа, в ходе которой, как следует из содержания листа беседы, учитывая опыт работы, ему была предложена вакантная должность, от которой он отказался, при этом не возражал против его увольнения в связи с сокращением штатов (л.д. 75-77).
Оценивая данное обстоятельство, суд также принял во внимание иные, представленные ответчиком доказательства, а именно в судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей Г, С и З, Н, которые показали, что в ходе проведения с Соколовым беседы последний отказался от предложенной ему вакантной должности и не возражал против его увольнения с федеральной противопожарной службы в связи с сокращением штата.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы и представленные доказательства, суд первой инстанции, вопреки позиции автора апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу о том, что приказ об освобождении его от занимаемой должности и выведении в распоряжение указанного государственного учреждения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий является законным и его прав не нарушает, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
В то же время, отказывая истцу в части иска о выплате недополученного денежного довольствия за период с 1 февраля по день вынесения решения суда, гарнизонный военный суд, сославшись на нормы Федерального закона РФ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесений изменений в отдельные законодательные акты РФ", правильно указал в решении о том, что Соколову, как проходящему службу в распоряжении ФГКУ "СУ ФПС", денежное довольствие выплачивалось в полном объеме, установленном для данной категории лиц.
Что же касается иных доводов автора жалобы, то они фактически сводятся к несогласию с приказом начальника ФГКУ "СУ ФПС" от 12 июля 2016 года N 69 л/с об увольнении с федеральной противопожарной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, который предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлся, а потому не могут служить основанием к отмене правильного решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 8 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Соколова Р. В. к ФГКУ "СУ ФПС" об отмене приказа об освобождении от занимаемой должности и зачислении его в распоряжение этого государственного учреждения оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.