Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Яшиной И.В.
судей
Литвиновой И.А.
с участием прокурора
Сальниковой В.Ю.
Рыбаловой О.А.
при секретаре
Жиденко Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6100/2016 по апелляционной жалобе Присяжнюка Ю. А. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2016 года по иску Тарасовой Р. В. к Присяжнюку Ю. А. о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Яшиной И.В., выслушав объяснения представителя истца Тарасовой Р.В. - Тарасовой В.Г., ответчика Присяжнюка Ю.А. и его представителя Соловьева В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Тарасова Р.В. обратилась в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском о взыскании с Присяжнюка Ю.А. компенсации морального вреда в размере 700000 рублей.
В обоснование заявленных требований указывала, что от полученных телесных повреждений в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего "дата" по вине ответчика, умер сын истца - Тарасов А.С. По указанному дорожно-транспортному происшествию возбуждено уголовное дело, ответчик привлечен к уголовной ответственности, истец признан потерпевшим по уголовному делу. Постановлением старшего следователя СО ОМВД России по Волосовскому району Ленинградской области майора юстиции Жигачева А.С. от "дата" уголовное дело N 111239 в отношении Присяжнюка Ю.А. прекращено в связи с применением в отношении него акта амнистии.
Определением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 21.12.2015 года дело передано в Приморский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения по подсудности.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13.04.2016 года исковые требования удовлетворены частично: с Присяжнюка Ю.А. в пользу Тарасовой Р.В. в счет компенсации морального вреда взыскано 400000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Присяжнюк Ю.А. просит решение суда первой инстанции изменить в части размера удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, просит снизить взыскиваемую сумму, указывает, что ранее уже произвел выплату компенсации морального вреда невестке Тарасовой Р.В. - Тарасовой В.Г. в размере 500000 рублей.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Компенсация морального вреда согласно действующему гражданскому законодательству (ст. 12 Гражданского кодекса РФ) является одним из способов защиты субъективных прав и законных интересов, представляющих собой гарантированную государством материально-правовую меру, посредством которой осуществляется добровольное или принудительное восстановление нарушенных (оспариваемых) личных неимущественных благ и прав.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Из данных правовых норм следует, что каждый из граждан в случае причинения ему морального вреда имеет право на защиту своих прав и интересов. По смыслу закона моральный вред - это в том числе нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения нематериальные блага (жизнь, здоровье). Близкие родственники лица, смерть которого наступила от источника повышенной опасности, вправе требовать от его владельца компенсации морального вреда за причиненные им нравственные и физические страдания.
В силу абзаца 3 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Материалами дела установлено, что 08 июня 2013 года в " ... " минут водитель Присяжнюк Ю.А., управляя автомобилем марки Форд Фокус, гос. Номер " ... " проезжая по населенному пункту "адрес", не пропустив движущийся со стороны "адрес" по главной дороге и имеющего преимущество автомобиль ВАЗ-21074, гос. номер " ... ", под управлением Тарасова А.С., совершил столкновение автомобилей, в результате которого водитель Тарасов А.С. от полученных травм скончался.
Тарасова Р.В. является матерью Тарасова А.С. и ей, безусловно, были причинены нравственные страдания в связи со смертью сына.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Судом установлено, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, в том числе, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Степень нравственных или физических страданий оценена судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционных жалоб, направленные на оспаривание судебного решения в части установления суммы компенсации морального вреда, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, изложенные в решении выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и сторонами не опровергнуты.
Апелляционная жалоба не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом первой инстанции и правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.