Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Яшиной И.В.
судей
Мариной И.Л.
Гавриловой Н.В.
при секретаре
Жиденко Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10/2016 по апелляционным жалобам администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга и Назимова Д. А. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2016 года по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Яшиной И.В., выслушав объяснения представителя истца Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга - прокурора Городской прокуратуры Санкт-Петербурга Кузьминой И.Д., представителя ответчика администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Колюшок О.Ю., 3-его лица Назимова Д.А., представителя 3-его лица Кузнецова Н.К. - Кузнецова Д.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия, в котором после уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований просил обязать ответчика в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2016 год, земельный участок между домами N ... и N ... по 2-ой линии и домами N ... и N ... по 1-й линии в "адрес", обязать ответчика в 90-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке между домами N ... и N ... по 2-ой линии и домами N ... и N ... по 1-й линии в "адрес".
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.01.2016 года исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены: на администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга возложена обязанность в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района на 2016 год, земельный участок между домами N ... и N ... по 2-ой линии и домами N ... и N ... по 1-й линии в "адрес"; в 90-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке между домами N ... и N ... по 2-ой линии и домами N ... и N ... по 1-й линии в "адрес".
В своих апелляционных жалобах ответчик администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга и третье лицо Назимов Д.А. просят решение отменить, прокурору в иске отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга проведены проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления, на территории общего пользования Пушкинского района Санкт-Петербурга.
В результате проведения проверок между домами N ... и N ... по 2-ой линии и домами N ... и N ... по 1-й линии в "адрес" была выявлена свалка отходов производства и потребления.
Данные обстоятельства подтверждаются актами проверок Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга N 001-2013/Аот-274 от 23.07.2013 и N 001-2014/Аот-414 от 31.10.2014, из содержания которых усматривается, что на обозначенном земельном участке располагается несанкционированная свалка отходов производства и потребления, на земельный участок отсыпаны строительные отходы: грунт, щебень известняка, щебень гранитный, растительные отходы, металлолом.
"дата" Кузнецов Н.К., проживающий по адресу: "адрес" обратился в природоохранную прокуратуру по вопросу захламления территории общего пользования, расположенной между домами N ... и N ... по 2-й линии и домами N ... и N ... по 1-й линии в "адрес".
Федеральным Законом "Об охране окружающей среды" установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу статьи 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с пунктами статьи 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании статьи 13 Земельного Кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Федеральный закон от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 1 вышеуказанного закона, санитарно-эпидемиологическим благополучием населения является - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 21 названного Федерального закона, почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Территория, на которой находится несанкционированная свалка, расположена по адресу: "адрес", линия 1 и линия 2, относится к Пушкинскому району Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N1078 от 26.08.2008 года утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, на основании пункта 1.1 которого Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктами 2.3.8., 2.3.9, 2.4.4 Положения, задачами Администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Для реализации данных задач пунктом 3.4.68 Положения администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно пункту 3.4.75. Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
На основании пункта 6.3. Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N196-р от 15.02.2001 года "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления", на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Таким образом, администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга наделена полномочиями в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда.
Согласно подпункту 9 пункта 2 этой же статьи к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Статьей 19 Закона Санкт-Петербурга от 27.11.2013 года N 654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утвержден Перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга, согласно приложению 23.
Пунктом 7.2 Приложения 23 к Закону Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрены расходные обязательства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Исходя из указанных норм, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, законодателем Санкт-Петербурга возложена на внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что с учетом места расположенная свалки и характера находящихся на них отходов, работы по очистке территории зеленых насаждений общего пользования от несанкционированной свалки отходов производства и потребления должны быть возложены именно на администрацию района.
Исковое заявление к администрации Пушкинского района об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке направлено суд в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ по результатам проверки, проведенной, в том числе по обращению граждан, проживающих на соседних в непосредственной близости от места несанкционированного размещения отходов.
Ссылки в апелляционной жалобе ответчика на то, что подача в суд данного иска обусловлена отказом администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга в передаче Кузнецову Н.К. спорного земельного участка являются несостоятельными, поскольку исковые требования природоохранного прокурора, основаны на неисполнении администрацией района задач, установленных действующим законодательством, при этом решение суда направлено на фактическое устранение нарушения природоохранного законодательства: ликвидацию несанкционированной свалки.
Доводы жалобы ответчика о том, что несанкционированная свалка в настоящее время ликвидирована ничем объективным не подтверждены, потому коллегией отклоняются.
Судебная коллегия считает, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановленозаконное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалоб не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения в остальном решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.