Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей: Соловьева В.А., Захарчука О.В.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в "адрес" Республики 28 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Гафаровой М. М. на решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым
административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике к Гафаровой М. М. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворен в полном объеме.
С Гафаровой М. М. взыскана сумма задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в размере "данные изъяты" из которых: "данные изъяты" транспортного налога за 2014 год; "данные изъяты" пени по транспортному налогу; "данные изъяты" земельного налога за 2014 год; "данные изъяты" пени по земельному налогу; "данные изъяты" пени по земельному налогу; "данные изъяты" земельного налога за 2014 год; "данные изъяты" пени по земельному налогу.
С Гафаровой М. М. в доход федерального бюджета взыскана сумма государственной пошлины в размере 2872,87 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчука О.В., судебная коллегия
установила:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике (далее Межрайонная ИФНС России N по УР) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гафаровой М.М. (далее - административный ответчик) о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик имеет в собственности земельные участки, которые в соответствии со статьей 388 НК РФ являются объектами налогообложения земельным налогом, подлежащим ежегодной уплате.
В отношении земельного участка расположенного по адресу: "адрес", Дубровка, "адрес" недоимка за 2011-2014 года составляет "данные изъяты" в связи с чем на данную сумму начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ в сумме "данные изъяты".
Земельный налог за 2012 год в отношении земельного участка расположенного по адресу: "адрес", "данные изъяты" не оплачен в размере "данные изъяты". На основании ст. 75 НК РФ на данную недоимку начислены пени в размере "данные изъяты".
Кроме того в отношении земельных участков расположенных по адресу: Сарапульский, "адрес", массив "Уральский", участки N, без номера, N, N, N ДД.ММ.ГГГГ, 2012-2014 года имеется недоимка по земельному налогу "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" соответственно. Недоимка за 2011 год в отношении земельных участков расположенных по адресу: "данные изъяты" участки без номера, N, N, N составляет "данные изъяты". На основании ст. 75 НК РФ на данную недоимку начислены пени в размере "данные изъяты"
Также Гафарова М.М. в соответствии со статьей 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога, так ка на ее имя зарегистрированы следующие транспортные средства: грузовой автомобиль "данные изъяты", регистрационный знак "данные изъяты" легковой автомобиль "данные изъяты", регистрационный знак "данные изъяты" 107 л/с; трактор "данные изъяты", регистрационный знак "данные изъяты"с.
Налог подлежащий уплате с 2012 по 2104 год составлял 6463,91 рублей, 19107 рублей и 19107 рублей соответственно, из которых неуплаченными остались 44677,91 рублей. В соответствии со ст. 75 НК РФ на не уплаченную сумма налога начислены пени в размере 1750,34 рублей.
Решением Арбитражного Суда УР от ДД.ММ.ГГГГ Гафарова М.М. признана несостоятельной, однако данные суммы являются текущими платежами, которые возникли после признания должника банкротом и в реестр требований кредиторов не включены.
Межрайонная ИФНС России N по УР просила суд взыскать с Гафаровой М.М. транспортный налог за 2014 год в размере "данные изъяты", пени по транспортному налогу в размере "данные изъяты", земельный налог за 2014 год в размере "данные изъяты", пени по земельному налогу в размере "данные изъяты", земельный налог за 2014 год размере "данные изъяты" и пени в размере "данные изъяты".
В ходе рассмотрения дела Межрайонная ИФНС России N по УР уменьшила заявленные требования и окончательно сформулировала их следующим образом: взыскать с Гафаровой М.М. "данные изъяты" транспортного налога за 2014 год, "данные изъяты" пени по транспортному налогу, "данные изъяты" земельного налога за 2014 год, "данные изъяты" пени по земельному налогу, "данные изъяты" пени по земельному налогу, "данные изъяты" налога за 2014 год, "данные изъяты" рублей пени по земельному налогу.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции административный ответчик Гафарова М.М. просит его отменить. При этом ссылается на нарушение судом норм материального права, так как вопрос о взыскании обязательных платежей и санкций с налогоплательщика признанного банкротом должен решать конкурсный управляющий. Так же в жалобе указывает на повторность взыскания, так как ранее состоялись судебные приказы о взыскании транспортного и земельного налогов за 2012-2014 года. Ссылается на нарушение судом процессуального права, так как в судебное заседание назначенное ДД.ММ.ГГГГ её не пустили ввиду проведения упрощенной процедуры рассмотрения дела. Считает, что суду следовала привлечь к участию в деле заинтересованным лицом службу судебных приставов, для представления доказательств оплаты ею заявленных административным истцом сумм.
Судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме, так как суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ст. 308 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Реализуя установленную законом возможность, Межрайонная ИФНС России N по УР обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гафаровой М.М. о взыскании обязательных платежей и санкций, а именно о взыскании недоимки по земельному и транспортному налогам за 2014 год, а так же пени по земельному и транспортному налогам начисленным на недоимку 2012-2014 года.
Оценивая соблюдение административным истцом срока для обращения в суд, судебная коллегия приходит к следующему.
В случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения (п.1 ст. 48 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (п.2. ст. 48 НК РФ).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требования Межрайонной ИФНС России N по УР основаны на направленных Гафаровой М.М. требованиях об уплате налогов, пени: N со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; N со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; N со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; N со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
С административным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть без пропуска срока подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В материалах дела имеются данные сведения полученные административным истцом об объектах недвижимости (земельных участках) и транспортных средствах зарегистрированные в соответствующих органах.
В силу положений пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
При этом объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст. 389, п.1 ст. 390, п.1 ст. 391 НК РФ).
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п.1 ст. 392 НК РФ).
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований устанавливаются налоговые ставки (п.1 ст. 394 НК РФ).
В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не отнесенный к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства установлена ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости (ст.2 Решение Сарапульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 7-18 "О земельном налоге на территории муниципального образования " "адрес"").
В отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, сенокосов, пастбищ) налоговая ставка установлена в размере 0,2 процента от кадастровой стоимости (п. 5 Решения Совета депутатов МО "Уральское" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Уральское" и п.1 Решения Совета депутатов МО "Усть-Сарапульское" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 111/2 "О земельном налоге")
Кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ земельных участков расположенных по адресам составляет: Сарапул, Дубровка, "адрес" - "данные изъяты"; "адрес", массив "Уральский", участок N - "данные изъяты"; "адрес", массив "Уральский", без номера - "данные изъяты"; "адрес", массив "Уральский", участок N рублей; "адрес", массив "Уральский", участок N рубля; "адрес", массив "Уральский", участок N - "данные изъяты"
С учетом срока владения данными земельными участками Гафаровой М.М. в 2014 году, доли владения, налоговой базы, необлагаемой суммы налога, а так же ставок 0,3 для земельного участка расположенного по адресу: "адрес", "данные изъяты", "адрес" и для остальных земельных участков ставка 0,2 земельный налог за 2014 год подлежал уплате в сумме "данные изъяты", где "данные изъяты" налог в отношении участка расположенного по адресу Сарапул, Дубровка, "адрес" рублей в отношении участка расположенного по адресу: "адрес", массив "Уральский", участок N, "данные изъяты" в отношении участка расположенного по адресу: "адрес", массив "Уральский", без номера, "данные изъяты" в отношении участка расположенного по адресу: "адрес", массив "Уральский", участок N, "данные изъяты" в отношении участка расположенного по адресу: "адрес", массив "Уральский", участок N, "данные изъяты" в отношении участка расположенного по адресу: "адрес", массив "Уральский", участок N.
Судебная коллегия выводы суда о взыскании недоимки по земельному налогу за 2014 год находит правильными.
С учетом положений п.1 ст. 397 НК РФ (в редакции действовавшей в отношении налогового периода 2014 год) земельный налог Гафаровой М.М. подлежал уплате в названном размере не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1, 2, 3 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Административным истцом заявлены требования о взыскании недоимки по земельному налогу за 2014 год и начисленной пени на данную недоимку.
Следовательно в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимку за 2014 год по земельному налогу подлежит начислению пени, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (данный период заявлен административным истцом), что составит "данные изъяты" на сумму недоимки "данные изъяты" рублей, и "данные изъяты" на сумму недоимки "данные изъяты" складывающейся из суммы налога подлежащего уплате за земельные участки расположенные по адресам: Сарапульский, "адрес", массив "Уральский", участки N, без номера, N, N, N.
Кроме того Гафарова М.М. является лицом на которое в 2014 году в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы следующие транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения: грузовой автомобиль КАМАЗ 45143, регистрационный знак "данные изъяты"; легковой автомобиль "данные изъяты", регистрационный знак "данные изъяты"; трактор "данные изъяты", регистрационный знак "данные изъяты"
При этом налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах, и составляет "данные изъяты"/с соответственно.
В силу ст. 357, 358 НК РФ Гафарова М.М. является плательщиком транспортного налога.
Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя (п.1 ст. 361 НК РФ).
Статьей 2 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 63-РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" (в редакции от действовавшей в 2014 году) установлены следующие ставки транспортного налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 55 рублей, для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 20 рублей и для самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 25 рублей соответственно.
Следовательно транспортный налог за 2014 год в отношении названных транспортных средств составляет "данные изъяты", где: "данные изъяты"
Судебная коллегия выводы суда о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год находит правильными.
В соответствии со ст. 5 названного закона налог подлежал уплате до ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимку за 2014 год по транспортному налогу подлежит начислению пени, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (данный период заявлен административным истцом), что составит "данные изъяты".
Оснований для начисления пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия не усматривает, расчет административного истца с учетом данного периода основан на неверном применении норм налогового законодательства касающегося сроков уплаты транспортного налога.
Помимо указанных требований о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогам за 2014 год и пени на данную недоимку административным истцом заявлены требования о взыскании пени начисленные на недоимку за 2012-2013 года.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - ФЗ О банкротстве) под текущими платежами понимаются, в том числе, обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 5 ФЗ О банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 38 пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.
31 декабря каждого года является датой окончания соответствующего налогового периода по земельному налогу (пункт 1 статья 393 НК РФ).
В связи с тем, что заявление о признании административного ответчика банкротом принято к производству Арбитражным судом Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ, то текущими платежами будут пени по земельному налогу за 2012 год и последующие годы, и данные требования подлежат рассмотрению в не рамок дела о банкротстве.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
При этом следует отметить, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых утрачено, то есть пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на принудительное взыскание.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Административным истцом доказательств взыскания недоимки за 2012-2013 года по транспортному и земельному налогам суду не представлено.
Следовательно требования о взыскании пени начисленные административным истцом на недоимку за 2012-2013 года не имеется.
Выводы суда первой инстанции в данной части основаны на неверном применении норм налогового законодательства.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решения суда первой инстанции подлежит изменению.
С учетом того, что сумма, взыскиваемая с Гафаровой М.М. уменьшилась, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с административного ответчика в соответствии со ст. 114 КАС РФ и пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ 2687,42 рубля.
С учетом положений п.2 ст. 61.1 БК РФ сумма государственной пошлины по административным делам рассматриваемым судами общею юрисдикции зачисляются в бюджет муниципального района. Следовательно взысканная государственная пошлина подлежит уплате в бюджет МО " "адрес"".
В связи с изложенным решение суда подлежит изменению.
Рассматривая довод апелляционной жалобы о том, что взыскание обязательных платежей и санкций с налогоплательщика признанного банкротом решает конкурсный управляющий судебной коллегией отклоняется так как в отношении текущих платежей как уже указывалось ранее предусмотрен общий порядок взыскания.
Судебная коллегия отклоняет довод Гафаровой М.М. о повторности взыскания как не основанный на фактических обстоятельствах дела.
Доводы о процессуальных нарушениях выразившихся в недопущении в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ судебной коллегией отклоняется так как из материалов дела следует, что на ДД.ММ.ГГГГ было назначено рассмотрение дела в упрощенном производстве, то есть без проведения устного разбирательства. Однако в связи с поступившими возражения относительно применения упрощенного порядка производства судом было вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, с назначением судебного разбирательства на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом данный довод жалобы основан на не правильном применении процессуальных норм права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для привлечения к участию в деле судебного пристава у суда первой инстанции по данному делу не имелось, поэтому и этот довод судебной коллегией отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N по Удмуртской Республике к Гафаровой М. М. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить частично.
Взыскать с Гафаровой М. М. задолженность по оплате:
"данные изъяты" пени по транспортному налогу; "данные изъяты" пени по земельному налогу; "данные изъяты" пени по земельному налогу.
Отказать в взыскании пени за 2012-2013 года.
Взыскать с Гафаровой М. М. в доход муниципального образования " "адрес"" государственную пошлину в размере "данные изъяты"
В остальной части решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения".
Председательствующий судья А.В. Полушкин
Судьи: В.А. Соловьев
О.В. Захарчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.