Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Лимоновой Л. Ф., судей Деменевой Л. С., Коренева А. С. при секретаре судебного заседания Верещагиной Э. А. рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Юрова А. В. к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в получении жилья
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 23.05.2016.
Заслушав доклад судьи Коренева А. С., судебная коллегия
установила:
Юров А. В. обратился в суд с названным иском. В обоснование иска указал, что он уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в 1994 году, имеет общую выслугу в календарном исчислении " ... ", и он состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, в 2014 году ему стало известно, что он с исключен из списков очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в настоящее время ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отказывает в постановке его на учет в качестве нуждающегося в постоянном жилье по договору социального найма. Полагает, что отказ является необоснованным, нарушает его право на жилище.
Просит признать незаконным решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма,
обязать ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 23.05.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Настаивает, что он имеет право на льготное получение жилья, об исключении из списка нуждающихся в получении жилой площади он не был уведомлен.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились. Судебная коллегия установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно вызваны в судебное заседание. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Свердловского областного суда. Заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило. Истец представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия не находит оснований для отложения судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по данному делу.
Из материалов дела следует, что Юров А. В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР, Вооруженных Силах Российской Федерации в период " ... ".
Приказом " ... " от " ... ". " ... ".1994 Юров А. В. уволен с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения общая продолжительность военной службы Юрова А. В. в календарном исчислении составила " ... ".
Приказом командира войсковой части " ... " от " ... " Юров А. В. исключен из списков личного состава войсковой части и всех видов обеспечения с " ... ".
Постановлением администрации г. Таганрога от " ... ". " ... ".1994 " ... " Юров А. В. был принят на квартирный учет с включением в льготный список военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
" ... ". " ... ".2015 Юров А. В. обратился в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны " ... " от " ... ". " ... ".2015 Юрову А. В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период увольнения истца с военной службы обязанность по обеспечению его жильем возлагалась на органы местного самоуправления, в настоящее время он военнослужащим не является, на учете нуждающихся как бывший военнослужащий не состоит, соответственно у ответчика не имеется обязанности принять истца на учет нуждающихся в получении жилья, обеспечить жильем.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, а доводы жалобы о наличии у истца права на постановку на учет как у лица, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и принятого до 01.01.2005 органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, судебная коллегия оставляет без удовлетворения, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Так, на момент увольнения истца с военной службы в 1994 году регулирование вопроса обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, осуществлялось Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 15 указанного закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Из п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 297-ФЗ, от 24.11.2014 N 360-ФЗ) следует, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета органами местного самоуправления.
Истец был включен органом местного самоуправления в 1994 году в список военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он имел право на обеспечение жильем в соответствии с указанным порядком органом местного самоуправлении как уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и принятый до 01.01.2005 органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Соответственно, ответчик по настоящему делу не является органом, на который законом возложена обязанность по обеспечению истца жилым помещением, а соответственно и принимать на учёт в целях обеспечения жилым помещением. Вывод суда первой инстанции в данной части является правильным подробно мотивирован ссылками на соответствующее законодательство, в том числе на Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте (утверждено Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте"), Положениее о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей (утверждено Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193), на ст. 28, 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР.
Обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, была возложена на федеральные органы исполнительной власти Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пунктом 8 ст. 100 указанного Федерального закона внесены соответствующие изменения в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Эти изменения согласно п. 1 ст. 155 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ вступили в силу с 01.01.2005. Таким образом, на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по обеспечению жильем военнослужащих была возложена с 01.01.2005. Осуществляет данные функции в настоящее время ответчик как учреждение Министерства обороны.
Ссылка истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.11.2013 N 25-П является несостоятельной, поскольку указанным постановлением были признаны неконституционными иные положения закона.
Кроме того, из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Таганрога от " ... ". " ... ".1999 " ... " Юров А. В. исключен из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, в связи с получением субсидии по линии Министерства обороны Российской Федерации " ... ". " ... ".1993. Сведений о том, что указанное постановление органа местного самоуправления признано недействительным (оспорено), не имеется, соответственно, не имеется оснований для обеспечения истца жилым помещением, как лица, вставшего на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 в муниципальном образовании, на чем он настаивает в апелляционной жалобе.
Само по себе утверждение истца о том, что ему ничего не известно о принятом решении, не может рассматриваться как достаточное основание для признания за ним права на обеспечение жилым помещением посредством данного ответчика.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 23.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Л. Ф. Лимонова
Судья
Л. С. Деменева
Судья
А. С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.