Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Ю.П.,
судей
Ильиной О.В.,
Деменевой Л.С.
при секретаре Нарожной А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Ячник Н.В. к ФКУ ... с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Свердловской области о признании недействительным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ... ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области от ... и возложении обязанности о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", по апелляционной жалобе истца на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 15 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.П., объяснения истца Ячник Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Лутковой Л.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ячник Н.В. обратилась в суд с иском к ФКУ ... ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области о признании недействительным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ... ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области от ... об отказе во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" и об обязании включения в состав участников указанной подпрограммы на основании пп. "б" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153.
В обоснование исковых требований указала, что проживает в ... с 2003 года. В уголовно-исполнительной системе проработала около 7 лет, с ... и по настоящее время работает заведующей канцелярией ФКУ ... ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ... ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области от ... во включении в число участников подпрограммы ей было отказано на основании пп. "б" п. 22 Правил: не предоставление или неполное предоставление документов, указанных в п. 19 Правил - справки об общей продолжительности службы. Это нарушает ее право на улучшение жилищных условий посредством получения государственного жилищного сертификата.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 15 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что невозможность предоставления справки об общей продолжительности военной службы не должно ущемлять права истца на участие в подпрограмме. С учетом правовой позиции Верховного суда Российской Федерации основанием для участия в подпрограмме является факт проживания граждан на территории поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, что обусловлено особым правовым режимом. Вольнонаемные граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, имеют право в рамках подпрограммы на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Выводы суда, изложенные в решении, противоречат положениям п.п. "б" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 и правовой позиции Верховного суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 года N ГКПИ08-2151. Населенный пункт ... включен в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, факт проживания Ячник Н.В. в данном поселке нашел свое подтверждение, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ ... ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 года N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности не производилось.
Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что трудовой стаж Ячник Н.В. по состоянию на ... составляет ... дней, в том числе стаж работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД России и Минюсте России ... дня.
В настоящее время Ячник Н.В. состоит в должности заведующей канцелярией ФКУ ... ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области.
Согласно справке от ... Ячник Н.В. было предоставлено жилое помещение от учреждения ... в ... году для постоянного проживания по адресу: ... В указанном жилом помещении истец зарегистрирована с ... по настоящее время.
В соответствии с заключением от ... годя Ячник Н.В. проживает по адресу: ... вместе с сыном Я.Е.А. ... года рождения.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2012 года N 2065-р ... относится к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, из которых переселение граждан осуществляется с предоставлением за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с выпиской из протокола ... заседания комиссии от ... Ячник Н.В. было отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на основании п. "б" ст. 22 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 - не предоставление или неполное представление документов, указанных в п.п. "а" п. 19 Правил, а именно справки об общей продолжительности военной службы, выписки из приказа об увольнении с военной службы с указанием основания увольнения.
Судом первой инстанции установлено, что истцом представлена справка от ... об общей продолжительности работы, которая не является тем документов, который должен быть представлен в соответствии с п. 19 вышеуказанных Правил.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ячник Н.В. не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности, членом семьи служащего в уголовно-исполнительной системе она не является, на военной службе и на учете нуждающихся в жилых помещениям не состоит, процедура переселения поселка не ведется, уведомление о переселении из поселка она не получала, в связи с чем решение об отказе Ячник Н.В. во включении в состав участников подпрограммы является обоснованным и законным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что Ячник Н.В. является служащей, в связи с чем имеет право в рамках подпрограммы на получение социальной выплаты, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства. Военную службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы истец не проходила и не проходит.
Судебная коллегия отмечает, что проживание Ячник Н.В. в течение некоторого количества времени на территории поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, нахождение в трудовых отношениях с ФКУ ... ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области, не является достаточным основанием для включения в состав участников подпрограммы на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. Правом же на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы.
Утверждение автора жалобы о противоречии принятого решения правовой позиции Верховного суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 года N ГКПИ08-2151, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку в данном случае процедура переселения граждан из ... не производится.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение, должным образом отвечающее критериям законности и обоснованности, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.П. Москаленко
Судьи: О.В. Ильина
Л.С. Деменева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.