Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Петровской О.В.
судей Федина К.А.
Лузянина В.Н.
при секретаре Гиматовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайруллиной Р.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске по Свердловской области о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - Блиновой О.А. на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 15.06.2016.
Заслушав доклад судьи Лузянина В.Н., объяснения истца Хайруллиной Р.М.,
установила:
Хайруллина Р.М. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указала, ( / / ) умер N ( / / )2. ( / / )2 являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, что подтверждается свидетельством N.
Возможность своевременного обращения к ответчику с заявлением на получение средств пенсионных накоплений отсутствовала, так как о наличии накопительной части трудовой пенсии извещена не была. О возможности получить деньги она узнала случайно из разговора с родственниками, которые обращались в Пенсионный фонд, решая вопрос о переходе из государственного пенсионного фонда в негосударственный. После смерти сына наследство не оформлялось. Семьи у сына не было.
В связи с чем просила восстановить срок для получения средств пенсионных накоплений после смерти сына ( / / )2, умершего ( / / ).
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 15.06.2016 исковые требования Хайруллиной Р.М. удовлетворены.
Не согласившись с решением, полагая его незаконным и необоснованным, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы продолжает настаивать на том, что судом неверно применены нормы материального права, в частности Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N. Действующее законодательство возлагает обязанность на ответчика по извещению правопреемников по закону только при наличии о них информации. Таким образом, обязанности у УПФР в городе Первоуральске по иску и извещению правопреемников по закону не имеется. Данные обстоятельства судом первой инстанции не учтены.
В заседании суда апелляционной инстанции истец возражала против доводов апелляционной жалобы, указывая на отсутствие правовых оснований.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции не явился направив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддерживает.
В заседание суда апелляционной инстанции третье лицо без самостоятельных требований Хайруллин Р.М. не явился, о слушании дела извещен исх. от 16.09.2016 N 33-18316/2016, в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что Хайруллин Р.М. извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, не представил доказательств уважительности причины неявки, не ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, для проверки доводов апелляционной жалобы обязательного участия указанного лица не требуется, поскольку требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд не признавал обязательной явку третьего лица в судебное заседание, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, его отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ( / / ) умер сын Хайруллиной Р.М. - ( / / )2, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования, на индивидуальном лицевом счете которого имелись средства пенсионных накоплений. Накопительная часть пенсии не была ему назначена, поскольку он не достиг пенсионного возраста.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 17.12.2010 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.202 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Правилами выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 N 741, исходил из того, что истец о наличии средств пенсионных накоплений не знала, извещений от ответчика не получала. Признав указанные причины уважительными, удовлетворил требования Хайруллиной Р.М.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Федеральный закон от 17.12.2010 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", кроме положений об исчислении размера пенсии, и Правила утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 N 741, с 01.01.2015 утратили силу.
В соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в ч. 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства.
При отсутствии заявления застрахованного лица о распоряжении средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в ч. 7 настоящей статьи, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Порядок обращения правопреемников с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений на момент возникновения спорных правоотношений был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 N 741, согласно которому обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений допускается до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
В соответствии с п. 8 Правил выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, утвержденных указанным постановлением (далее - Правила), территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.202 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" определено, что выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2008, указано, что восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им данного срока необходимо выяснять как причины его пропуска, так и их уважительность.
При этом какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
Как было указано выше сын истца, ( / / )2 умер ( / / ). Применительно к абз. 2 п. 7 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", сведения о смерти застрахованного лица передаются соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния.
При таких обстоятельствах как верно указано судом, ответчик, обладая информацией о смерти застрахованного лица ( / / )2, в нарушение п. 8 Правил не предпринимал мер к извещению его правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства и установленные обстоятельства, на основании исследованных доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводам о том, что поскольку ответчик не выполнил обязанности по уведомлению правопреемников о наличии у умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений и возможности их получения, а истец на момент смерти не обладала указанной информацией, следовательно, процессуальный срок на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений был пропущен ею по уважительной причине.
Ссылка автора жалобы на п. 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 711 подлежит отклонению. Поименованные правила вступили в действие с 01.01.2015, тогда как на дату смерти ( / / )2 действовала норма п. 8 Правил, обязывающая ответчика по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего.
Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Доводы жалобы направлены на неправильное толкование законодательства, на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 15.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Петровская
Судьи К.А. Федин
В.Н. Лузянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.