Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу Каргина А.П. на решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 05 сентября 2016 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" Каргина А.П.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 09 июня 2016 года N 4-29/2016 глава администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" Каргин А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Заводского районного суда города Саратова от 05 сентября 2016 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В поданной в Саратовский областной суд жалобе Каргин А.П. просит отменить состоявшиеся по делу решения, ссылаясь на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, допущенные при производстве по делу нарушения процессуальных требований. Автор жалобы утверждает, что Каргин А.П. не был извещен о времени и месте рассмотрения должностным лицом дела об административном правонарушении. Указывает, что собственником земельных участков, на территории которых обнаружены места несанкционированных свалок отходов производств и потребления, является муниципальное образование "Город Саратов", в связи с чем полагает, что администрация района не является субъектом вменяемого административного правонарушения как лицо, не являющееся собственником данных земельных участков. Ссылается, что администрация района не является получателем денежных средств на цели организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории района.
Каргин А.П. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил отменить решение суда.
Представитель должностного лица старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО6 - ФИО5 возражала по доводам жалобы.
Должностное лицо - старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд рассмотрел жалобу без его участия.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица, решение судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Действующей редакцией статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
По делу установлено, что 21 апреля 2016 года в Управление Росприроднадзора по Саратовской области поступило сообщение Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 20 апреля 2016 года с приложением материалов рейдового обследования земельных участков на территории Заводского района города Саратова, содержащие сведения о наличии несанкционированных свалок отходов производства и потребления на землях общего пользования из состава земель "земли населенных пунктов", расположенных в пределах кадастровых кварталов 64:48:020501 и 64:48:020520.
В ходе внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 25 апреля 2016 года проведено натурное обследование земельных участков, расположенных на территории Заводского района города Саратова, в пределах указанных кадастровых кварталов. Установлено, что указанные земельные участки относятся к землям общего пользования, собственность на них не разграничена. На земельном участке в пределах кадастрового квартала 64:48:020501 в 100 м южнее строения N 110 по проспекту Энтузиастов в городе Саратове находятся локальные очаги несанкционированных свалок коммунально-бытовых отходов: площадью 693,25 кв. метров, средней высотой 1,4 м, объемом 970, 55 куб. метров, а также площадью 18,56 кв. метров, средней высотой 1,3 м, объемом 24,128 куб. метров; на земельном участке в пределах кадастрового квартала 64:48:020520 в овраге на пересечении улицы Нефтяной и 1-го Нефтяного проезда в городе Саратове локальные очаги несанкционированных свалок коммунально-бытовых отходов: площадью 79,2 кв. метров, средней высотой 0,2 м, объемом 15,84 куб. метров, а также площадью 156 кв. метров, средней высотой 0,2 м, объемом 31,2 куб. метров. Состав отложений обследованных локальных несанкционированных свалок представлен основными компонентами твердых коммунальных доходов: пищевые отходы, бумага, металлы, текстиль, полимеры, стекло, дерево, кожа, резина, камни, отходы ремонта помещений и другие, включая крупногабаритные отходы (объемом 0,75-1,1 куб. метров).
Данные отходы согласно приложению 2 Методики исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08 июля 2010 года N 238, относятся к 4-му классу опасности для окружающей среды.
Контейнеры для сбора ТБО на указанных участках отсутствуют, не имеется аншлагов, запрещающих размещение мусора и отходов, ограждений либо иных сооружений, ограничивающих свободный доступ на земельные участки.
Изложенные обстоятельства отражены в актах обследования территории от 11 мая 2016 года. По факту выявленного нарушения земельного законодательства 06 июня 2016 года в отношении главы администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" Каргина А.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми для выводов о виновности главы администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" в совершении вменяемого административного правонарушения. Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами. При этом взаимодействия органа надзора (контроля) и юридического лица для установления факта административного правонарушения не требовалось.
При таком положении должностное лицо и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу о доказанности нарушения Каргиным А.П., как главой администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", земельного законодательства. Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Обсуждая доводы жалобы о том, что Каргин А.П. не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", как структурное подразделение администрации города Саратова, не является представителем собственника земельных участков и органом местного самоуправления, прихожу к следующему выводу.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия, в том числе юридические лица. Субъективная сторона характеризуется виной.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (статья 14).
Согласно Положению об администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденному решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года N 36-398, задачами администрации, связанным с решением вопросов местного значения, являются, в том числе организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участие в организации мероприятий по охране окружающей среды; участие в формировании, исполнении бюджета города и контроле за исполнением бюджета города (пункты 2.1.1, 2.1.8, 2.2.3). В полномочия администрации в сфере сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов входит обеспечение организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории района (пункт 3.1.4).
В полномочия в сфере формирования, исполнения бюджета города и контроля за исполнением бюджета города - осуществление функции главного распорядителя средств бюджета города; осуществление функции главного администратора по видам доходов, предусмотренным решением о бюджете города; осуществление функции муниципального заказчика в соответствии с законодательством и принимаемыми в соответствии с ним решениями городской Думы (пункт 3.1.1). В соответствии с муниципальными правовыми актами администрация является держателем объектов имущественной части муниципальной казны (3.1.2).
Изложенное свидетельствует о закреплении за администрацией района полномочий по организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в пределах территории района, неисполнение которых влечет нарушение вышеуказанных положений земельного законодательства.
При этом администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", является как структурным подразделением администрации города, так и самостоятельным юридическим лицом, имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (статья 48 ГК РФ).
В Положении об администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" определено, что глава администрации района в соответствии с действующим законодательством, в том числе без доверенности представляет администрацию района в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах и иных организациях, распоряжается финансовыми ресурсами, открывает счета в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключает договоры, совершает иные сделки с физическими и юридическими лицами; вносит в установленном порядке на рассмотрение главе администрации муниципального образования "Город Саратов" проекты муниципальных правовых актов; издает приказы и распоряжения; осуществляет иные функции в пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением (пункт 4.9).
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, подтверждающих принятие Каргина А.П. всех зависящих от него мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
При таком положении довод жалобы о том, что глава администрации района не является субъектом вменяемого административного правонарушения, несостоятелен.
Ссылка в жалобе на отсутствие финансирования на указанные цели не свидетельствует об отсутствии вины лица в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих отсутствие у главы администрации реальной возможности осуществлять контроль по соблюдению требований действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и Каргиным А.П. не представлено.
Не представлено также доказательств тому, что главой администрации до выявления данного административного правонарушения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение администрацией определенных задач, однако бюджетные средства на указанные цели не выделялись. При этом направление писем после проведения внеплановой выездной проверки не влияет на правильность выводов суда.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании закона, что само по себе не может служить основанием для отмены или изменения принятых по делу решений.
Постановление о привлечении Каргина А.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Несостоятельна ссылка в жалобе на рассмотрение должностным лицом дела об административном правонарушении без участия Каргина А.П. и без его надлежащего извещения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, рассмотрение дела было назначено старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области на 09 июня 2016 года на 10 часов 30 минут, о чем вынесено определение от 07 июня 2016 года. В тот же день данное определение передано в администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов", то есть по месту работы должностного лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изложенное свидетельствует, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении 09 июня 2016 года должностным лицом были совершены все необходимые действия, направленные на надлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте рассмотрения дела.
Таким образом, каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Заводского районного суда города Саратова от 05 сентября 2016 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 09 июня 2016 года N 4-29/2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" Каргина А.П. оставить без изменения, жалобу Каргина А.П. - без удовлетворения.
Судья М.В. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.