Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Мележик Л.М.,
судей Песковой Ж.А., Бурловой Е.В.,
при секретаре Орестовой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буровицкой И.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управления имуществом города Саратова на решение Волжского районного суда города Саратова от 18.07.2016 года, которым исковые требования Буровицкой И.В. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения Злакоманова А.А., представлявшего интересы Буровицкой И.В., возражавшего против доводов жалоб, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражения на жалобы, судебная коллегия
установила:
Буровицкая И.В. обратилась в суд с указанным выше иском, просила возложить на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанность предоставить ей и члену ее семьи Буровицкому С.А. по договору социального найма равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 23,9 кв.м, состоящее из двух жилых комнат, находящееся в черте города Саратова.
В обоснование заявленных требований указала, что она является нанимателем квартиры N ... в доме N 43 по улице Хользунова в городе Саратове. Жилой дом, в котором расположена указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени Буровицкая И.В. из жилого помещения не отселена, состояние жилого дома создает реальную угрозу её жизни и здоровью.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 18.07.2016 года на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить Буровицкой И.В. на состав семьи из двух человек (Буровицкая И.В., Буровицкий С.А.) благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 23,9 кв.м, состоящее не менее чем из двух жилых комнат, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Саратова, по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований к администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" отказано.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" и комитет по управления имуществом города Саратова не согласились с постановленным решением суда, в апелляционных жалобах просят его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалоб ссылаются на несоблюдение процедуры, предусмотренной пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, при признании спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу; на отсутствие доказательств, признания истца в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; на преждевременность заявленных исковых требований, поскольку жилой дом, в котором проживает истец, не включен в ведомственную целевую программу "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах"; отсутствие свободных жилых помещений. Указывают также, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
На заседание судебное коллегии иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени слушания дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 названного Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 года N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47.
Из материалов дела видно и установлено судом, что Буровицкая И.В. является нанимателем квартиры N ... в доме N 43 по улице Хользунова в городе Саратове, зарегистрирована и проживет в указанной квартире совместно со своим сыном Буровицким С.А.
Согласно сведениям ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Саратовской области в указанном жилом доме с 06.06.2015 года на 07.06.2015 года произошёл пожар.
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 28.08.2015 года N 68/Ф жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.10.2015 года N 745-р на администрацию Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность провести мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в жилых помещениях в многоквартирном доме N 43 по улице Хользунова в городе Саратове, на условиях договора социального найма жилого помещения в соответствии со статьёй 89 Жилищного кодекса Российской Федерации или, по соглашению с нанимателем, жилого помещения общей площадью менее ранее занимаемого.
До настоящего времени жилое помещение взамен спорного семье истца не предоставлено.
При рассмотрении дела суд принял необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, и на основании надлежащей оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что Буровицкая И.В. и член её семьи имеют право на предоставление в пользование во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения, поскольку после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, они не обеспечены иным, пригодным для проживания жильем.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Следует учитывать, что если при рассмотрении дела будет установлено, что жилое помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из технического заключения общества с ограниченной ответственностью "Стилобат", послужившего основанием для принятия заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 28.08.2015 года N 68/Ф следует, что жилой дом, в котором проживает семья истца, в результате пожара получил разрушения наружной и частично внутренней обшивки деревянных стоек каркаса здания с потерей рабочего сечения до 50%. Конструкция межэтажного прикрытия получила повреждения в виде обугливания деревянных балок с потерей сечения до 45 %, конструкция пола частично разрушена, имеется прогиб чердачного перекрытия, дом не подлежит капитальному ремонту.
При наличии указанных обстоятельств, состояние спорного жилого помещения создает для семьи Буровицкой И.В. реальную угрозу жизни и здоровью, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, переселение семьи истца из спорного жилого помещения должно производиться незамедлительно и не может быть поставлено в зависимость от того, включен ли жилой дом в ведомственную целевую программу "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", проведены ли мероприятия по изъятию жилых помещений и земельного участка, расположенного под многоквартирным домом.
Не является основанием для отмены решения суда и указание в жалобах на отсутствие сведений о признании истца в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
По своему правовому смыслу в системе действующего законодательства пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку судом первой инстанции не в полном объеме были установлены значимые по делу обстоятельства, судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены дополнительные доказательства. Указанные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, обстоятельства в подтверждение которых они представлены и получены судебная коллегия считает установленными.
Так, по сведениям регистрирующего органа и органа технического учета другого жилья Буровицкая И.В., Буровицкий С.А. не имеют.
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения Буровицким не предоставлялись.
Согласно справкам Комитета социальной поддержки населения города Саратова Буровицкая И.В. и Буровицкий С.А. являются членами малоимущей семьи.
Таким образом, Буровицкая И.В. является нуждающейся в жилом помещении, жилое помещение, в котором она проживает, является непригодными для проживания, у администрации муниципального образования "Город Саратов" в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить ей и члену ее семьи другое жилое помещение по договору социального найма.
Отсутствие в муниципальном жилищном фонде свободного жилья не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению жилым помещением данной категории граждан.
По существу доводы жалоб сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства и на правильность решения суда не влияют, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки указанных доказательств не имеется.
Само по себе несогласие авторов жалоб с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 18.07.2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управления имуществом города Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.