Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Щипуновой М.В.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
при секретаре Стрельцовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Иванова "данные изъяты" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Саратовской области) о признании незаконным приказа об увольнении и его отмене, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Иванова И.В. на решение Волжского районного суда города Саратова от 21 июля 2016 года, которым в иске отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения истца Иванова И.В. и его представителя - адвоката Шмарион О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Русаковой О.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Савиной С.В., полагавшей об оставлении решения без изменения, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Иванов И.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Саратовской области о признании незаконным приказа об увольнении и его отмене, восстановлении на работе.
Требования мотивировал тем, что с февраля 2004 года проходил службу в органах МЧС по Саратовской области, на момент увольнения состоял в должности старшего дознавателя отдела дознания управления надзорной деятельности - государственного инспектора Саратовской области по пожарному надзору. Приказом N 22-НС от 31 марта 2016 года уволен по п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штата). Считает данный приказ незаконным, поскольку нарушена процедура увольнения, ни одной вакантной должности не было предложено, лист беседы не составлялся, должность старшего дознавателя не сокращена. На данную должность был принят другой человек. Кроме того, в период с 21 января 2016 года по 24 марта 2016 года он находился в отпуске. В период с 21 января 2016 года по 03 февраля 2016 года и с 07 февраля 2016 года по 17 февраля 2016 года был не трудоспособен. Прибыв в ГУ МЧС России по Саратовской области, 24 февраля 2016 года им был подан рапорт о продлении очередного отпуска до 04 апреля 2016 года. 04 апреля 2016 года он был госпитализирован в Государственное учреждение здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 5", где находился на стационарном лечении по 14 апреля 2016 года, а с 15 февраля 2016 года по 22 апреля 2016 года - на амбулаторном лечении в Федеральном казенном учреждении здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД РФ по Саратовской области". В период нахождения его на стационарном лечении к нему приезжал непосредственный начальник, который потребовал написать рапорт об увольнении по сокращению штатов с указанием даты написания 30 марта 2016 года, что он сделал, опасаясь за свое здоровье. Трудовую книжку и военный билет он не получал.
Считая нарушенными свои права, Иванов И.В., с учетом уточненных исковых требований, просил признать приказ об увольнении незаконным и отменить его, восстановить на службе в прежней должности, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Рассмотрев спор, Волжский районный суд города Саратова решением от 21 июля 2016 года в иске отказал.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном определении и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела. Повторяя доводы искового заявления, выражает несогласие с выводами суда, считает, что процедура увольнения была нарушена, а его должность не сокращена, что судом не была дана оценка представленным доказательствам и показаниям свидетеля "данные изъяты" в совокупности, что в свою очередь привело к неправильному выводу суда.
От ответчика и прокуратуры Волжского района города Саратова поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых ставится вопрос об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В силу положений ст. 11 ТК РФ нормы настоящего кодекса могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, Федеральными законами.
Согласно п. "е" ст. 58, ст. ст. 60, 62, 65, 68 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (далее - Положение) сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе. Сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее, чем за два месяца до увольнения.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
В соответствии с п. 155 Приказа МЧС от 03 ноября 2011 года N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее Инструкция) увольнение сотрудников по сокращению штатов по инициативе руководителя МЧС РФ может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных мероприятий дальнейшего использования соответствующего сотрудника, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС или перемещения в иную организацию МЧС.
До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие).
Сотрудники, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава не могут быть назначены на должности младшего начальствующего состава.
О предстоящем увольнении со службы сотрудник ставится в известность уведомлением, вручаемым сотруднику под роспись. Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы (пункт 162 Инструкции).
Порядок представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержден Приказом МВД РФ от 14 марта 2012 года N 170 (далее Порядок).
Согласно п. 12 Порядка с сотрудниками, увольняемыми со службы в органах внутренних дел, проводится беседа, в ходе которой им сообщается об основаниях увольнения, разъясняются вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций, трудоустройства. Сотрудникам, имеющим специальные звания среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы или юстиции, увольняемым со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, в ходе беседы разъясняется их право на обращение к Министру за разрешением на ношение форменной одежды.
Беседа с сотрудником, увольняемым со службы в органах внутренних дел, проводится представителями кадрового подразделения. При необходимости к участию в беседе привлекаются представители правового (юридического), медицинского и финансового подразделений. Результаты беседы отражаются в листе беседы, составляемом в произвольной форме (п. 13 Порядка).
При отсутствии возможности проведения беседы с сотрудником либо отказе (уклонении) сотрудника от участия в беседе составляется соответствующий акт в произвольной форме (п. 14 Порядка).
Согласно п. 15 Порядка до увольнения сотрудника соответствующее кадровое подразделение с участием непосредственного руководителя (начальника) сотрудника готовит представление к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации (рекомендуемый образец представления к увольнению - приложение N 2 к настоящему Порядку).
Согласно п. 151 Инструкции прекращение службы в ФПС ГПС оформляется приказом.
При этом увольнение сотрудников производится соответствующими руководителями в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
Основания для увольнения сотрудников установлены ч. 1 ст. 58 Положения (п. 152 Инструкции от 03 ноября 2011 года N 668).
Согласно ч. 1 ст. 65 Федерального закона Российской Федерации "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Медицинская помощь сотрудникам федеральной противопожарной службы оказывается в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 911 (далее Правила).
Сотрудники могут приниматься на лечение в военно-медицинские организации с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской помощи между федеральными органами исполнительной власти (п. 4).
В п. 5 Правил указано, что при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Главного управления МЧС России по Саратовской области от 12 января 2015 года N 1 был утвержден порядок обращения за медицинской помощью сотрудников Главного управления МЧС России по Саратовской области (далее приказ N1) в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911.
В соответствии с приказом, в случае заболевания сотрудник обязан обратиться за медицинской помощью в поликлинику Федерального казенного учреждения здравоохранения "МСЧ МВД России по Саратовской области" для определения необходимости амбулаторного или стационарного лечения (п.1). При необходимости амбулаторного (в условиях поликлиники) лечения сотрудник обязан сообщить в группу медицинского обеспечения Главного управления об оформлении справки (листка нетрудоспособности) в день получения освобождения от исполнения служебных обязанностей по указанному телефону. После завершения лечения представить в группу медицинского обеспечения Главного управления копию справки (листка нетрудоспособности) в первый день выхода на службу.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" форма медицинской помощи неотложная медицинская помощь это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, пациента.
В соответствии с ч. 24 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ в случае освобождения сотрудника от выполнения должностных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью ему выплачивается денежное довольствие за весь период временной нетрудоспособности в полном размере.
Вместе с тем на сотрудника МЧС возложена обязанность в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ). При этом механизм реализации сотрудником МЧС права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью установлен специальными правовыми нормами - ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, п. 18 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного приказом МВД России от 08 ноября 2006 года N 895, а также соответствующими приказами МЧС, требования которых сотрудник обязан соблюдать.
Таким образом, временная нетрудоспособность сотрудника МЧС должна быть подтверждена документами, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями, но обязательно зарегистрированными по месту прикрепления на медицинское обслуживание.
Согласно п. 18.1 Инструкции о порядке применения "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года N 1038 сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженными в должности, сниженными в специальном звании, а также незаконно уволенными из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел.
При невозможности восстановления в ранее занимаемой штатной должности вследствие реорганизации и ликвидации органа внутренних дел (подразделения), сокращении ранее занимаемой штатной должности, наличии иных законных оснований, препятствующих восстановлению в ранее занимаемой штатной должности, сотрудник назначается с его согласия на должность, соответствующую прежней по роду деятельности, равную по должностному окладу и предельному специальному званию (п. 18.2 Инструкции).
Основанием для издания приказа о восстановлении сотрудников являются решение суда, утвержденные в установленном порядке заключения служебных проверок с выводом о необоснованности либо неправомерности решения о перемещении по службе, отстранении от занимаемой должности или понижении в должности, снижении в специальном звании (п.18.5 Инструкции).
Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержится следующее разъяснение при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы.
При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.
Судом установлено, что на основании контракта от 01 декабря 2014 года Иванов И.В. проходил службу в управлении надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Саратовской области в должности старшего дознавателя отдела дознания.
Согласно Директиве МЧС России от 23 декабря 2015 года N 47-79-3 внесены изменения в штатные расписания главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с 01 апреля 2016 года.
В ГУ МЧС России по Саратовской области реорганизовано управление надзорной деятельности и профилактической работы, а также оптимизирована численность - сокращено 19 единиц сотрудников Федеральной противопожарной службы, 4 единицы гражданского персонала. Отдел дознания, состоящий из 4 единиц, и отдел административной практики, состоящий из 5 единиц, исключены из штатного расписания, включен отдел дознания и административной практики численностью 5 единиц.
18 января 2016 года Иванову И.В. вручено под роспись уведомление о предстоящем увольнении п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) с 31 марта 2016 года.
Перед увольнением с истцом проведена беседа о предстоящем увольнении, от подписи Иванов И.В. отказался, о чем был составлен соответствующий акт.
Согласно журналу выдачи направлений на медицинскую комиссию Ивановым И.В. 17 марта 2016 года было получено направление на прохождение ВВК.
Приказом N 22-НС от 31 марта 2016 года Иванов И.В. уволен по п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) с 31 марта 2016 года.
Уведомление о необходимости явиться для получения документов было направлено истцу по почте.
Кроме того, судом установлено, что Иванову И.В. с 21 января 2016 года по 24 марта 2016 года был предоставлен очередной ежегодный отпуск в количестве 45 календарных дней.
Доказательств того, что в период нахождения в отпуске истец был нетрудоспособен, того, что им был подан рапорт о продлении очередного отпуска, в суд не предоставлено.
В книге регистрации рапортов, предусмотренной номенклатурой дел, соответствующий рапорт истца не зарегистрирован.
Не представлено в суд и доказательств уведомления истцом работодателя о нахождении его в день увольнения в состоянии нетрудоспособности.
Заключением служебной проверки, проведенной в связи с невыходом Иванова И.В. на службу, установлено, что истец отсутствовал на рабочем месте в период с 25 марта по 30 марта 2016 года по неуважительной причине.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено, что в ГУ МЧС РФ по Саратовской области производилось сокращение штата, включая должность, которую занимал истец, ответчиком соблюдена установленная законом процедура увольнения (истец письменно уведомлялся о предстоящем увольнении более чем за два месяца, вакантных должностей не предлагалось в связи с их отсутствием), факт нарушения ответчиком процедуры увольнения истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не доказан.
Поскольку требования о восстановлении в должности не удовлетворены, то отсутствуют основания для взыскания денежной компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 21 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.