Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Мележик Л.М.,
судей Песковой Ж.А., Бурловой Е.В.,
при секретаре Орестовой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салиховой Н.Р. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Волжского районного суда города Саратова от 19.07.2016 года, которым исковые требования Салиховой Н.Р. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения Еременко Д.В., представлявшего интересы Салиховой Н.Р., возражавшего против доводов жалоб, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Салихова Н.Р. обратилась в суд с указанным выше иском, просила возложить на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанность предоставить ей на состав семьи из четырех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее из четырех комнат, общей площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником квартиры N ... в доме N 21 по улице Комсомольской в городе Саратове, признанной непригодной для проживания, и состоит на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Вопреки требованиям закона до настоящего времени ей и членам её семьи другое благоустроенное жильё не предоставлено.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 19.07.2016 года на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность предоставить Салиховой Н.Р. на состав семьи из четырех человек (Салихова Н.Р., Салихов Р.З., Салихова Г.Ш., Салихов Д.Р.) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, состоящее из четырех комнат, общей площадью не менее 64 кв.м, в черте города Саратова.
Комитет по управлению имуществом города Саратова и администрация муниципального образования "Город Саратов" не согласились с постановленным решением суда, в апелляционных жалобах просят его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылаются на несоблюдение процедуры, предусмотренной пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, при признании спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу; отсутствие сведений о признании истца в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; отсутствие в муниципальном жилищном фонде свободного жилого помещения, а также на то, что жилой дом не включен в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилья.
На заседание судебное коллегии иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени слушания дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из материалов дела видно и установлено судом, что Салихова Н.Р. является собственником квартиры N ... в доме N 21 по улице Комсомольской в городе Саратове, совместно с ней в квартире проживают и зарегистрированы члены её семьи: сын Салихов Р.З., сноха Салихова Г.Ш., внук Салихов Д.Д.
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 28.05.2013 года N 11/13 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Комиссией по жилищным вопросам при администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" Салихова Н.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с составом семьи из четырех человек.
По сведениям регистрирующего и технического органов иного жилья Салихова Н.Р., а также члены ее семьи не имеют.
До настоящего времени жилое помещение взамен спорного истцу не предоставлено.
При рассмотрении дела суд принял необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, и на основании надлежащей оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что Салихова Н.Р. и члены ее семьи имеют право на предоставление в пользование по договору социального найма жилого помещения, поскольку после признания спорного жилого помещения непригодным для проживания, они не обеспечены иным, пригодным для проживания жильем.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Ссылка в жалобах о несоблюдении порядка признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также на то, что жилой дом не включен в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилья, не может быть принята во внимание.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Установлено, что спорный жилой дом аварийным и подлежащим сносу не признавался, непригодным для проживания признано жилое помещение, находящееся в указанном доме.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
В этом случае в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 года N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Не является основанием для отмены решения суда и указание в жалобе комитета по управлению имущества города Саратова на отсутствие сведений о признании истца в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку комиссией по жилищным вопросам при администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" Салихова Н.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с составом семьи из четырех человек.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Салихова Н.Р. является нуждающейся в жилом помещении, жилое помещение, в котором она проживает, признано в установленном законом порядке непригодными для проживания, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу и членам её семьи другое жилое помещение по договору социального найма.
Отсутствие в муниципальном жилищном фонде свободного жилья не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению жилым помещением данной категории граждан.
По существу доводы жалоб сводятся к иному толкованию законодательства и на правильность решения суда не влияют, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки указанных доказательств не имеется.
Само по себе несогласие авторов жалоб с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части возложения на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности предоставить Салиховой Н.Р. взамен признанного непригодным для проживания жилое помещение общей площадью 64 кв.м.
Из плана квартиры и экспликации следует, что квартира N ... в дом N 21 по улице Комсомольской в городе Саратове состоит из четырех жилых комнат площадью 12,1 кв.м, 14,1 кв.м, 10,1 кв.м, 17.4 кв.м, коридоров площадью 3,4 кв.м, 2,7 кв.м, кухни площадью 10,4 кв.м, туалета площадью 3,3 кв.м и имеет общую площадь 73,5 кв.м.
В соответствии с приведёнными выше положениями закона предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Таким образом, на администрации муниципального образования "Город Саратов" лежит обязанность по предоставлению истцу и членам её семьи жилого помещения, равнозначного занимаемому ранее, то есть общей площадью не менее 73,5 кв.м.
При этом после предоставления Салиховой Н.Р. и членам её семьи жилого помещения по договору социального найма, право собственности Салиховой Н.Р. на квартиру N ... в доме N 21 по улице Комсомольской в городе Саратове подлежит прекращению с признанием права собственности на указанную квартиру за муниципальным образованием "Город Саратов".
В целях исправления судебной ошибки и в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение районного в части указания общей площади жилого помещения предоставляемого истцу и членам её семьи взамен признанного непригодным для проживания, подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 19.07.2016 года изменить, изложив абзац первый резолютивной части решения суда в следующей редакции: "Возложить на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанность предоставить Салиховой Н.Р. на состав семьи из четырех человек (Салихова Н.Р., Салихов Р.З., Салихова Г.Ш., Салихов Д.Р.) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, состоящее из четырех жилых комнат, общей площадью не менее 73,5 кв.м, в черте города Саратова".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.