Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Епихиной О.М.
судей Алексеевой Т.В., Башкирова А.А.,
при секретаре Кузнецове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Щербины В.В. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 18 июля 2016 года по делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы к Щербине В.В. о взыскании пени по транспортному налогу.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы обратилась в суд с административным иском к Щербине В.В., в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 года в сумме "данные изъяты" и пени в сумме "данные изъяты".
В ходе рассмотрения дела административный истец отказался от исковых требований в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014 года в сумме "данные изъяты".
Согласно уточненным административным исковым требованиям, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы (ИФНС России по Центральному району г. Тулы) просила взыскать пени по транспортному налогу за период с 19 ноября 2012 года по 23 ноября 2014 года в размере "данные изъяты", за период с 24 ноября 2014 года по 19 октября 2015 года в размере "данные изъяты"
В обоснование требований указала что, исходя из сведений о регистрации на имя административного ответчика "данные изъяты", являющегося объектом налогообложения, налоговым органом исчислен транспортный налог за 2013, 2014 годы и в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления N на уплату транспортного налога за 2013 год по сроку уплаты 10 ноября 2014 года и N на уплату транспортного налога за 2014 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что недоимка не была оплачена в установленный срок, налоговой инспекцией выставлены требования N по состоянию на 26 ноября 2014 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложено налогоплательщику добровольно уплатить транспортный налог за 2013 год и пени в срок до 23 января 2015 года, и N по состоянию на 21 октября 2015 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложено налогоплательщику добровольно уплатить транспортный налог за 2014 год и пени в срок до 06 января 2016 года.
Так как, соответствующие пени налогоплательщиком в добровольном порядке в бюджет не перечислены, административный истец, просил суд взыскать с Щербина В.В пени по транспортному налогу за период с 19 ноября 2012 года по 23 ноября 2014 года в размере "данные изъяты", за период с 24 ноября 2014 года по 19 октября 2015 года в размере "данные изъяты".
Представитель административного истца ИФНС России по Центральному району г. Тулы по доверенности Ковтун И.В. в судебном заседании поддержал и просил удовлетворить уточненные административные исковые требования.
Административный ответчик Щербина В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая, что пени в суммах, заявленных ко взысканию налоговым органом исчислены неправомерно.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 18 июля 2016 года исковые требования Межрайонной ИФНС России N9 по Тульской области удовлетворены в полном объеме.
Этим же решением суда с Щербины В.В. в доход соответствующего бюджета взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе Щербина В.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителя административного истца ИФНС России по Центральному району г. Тулы по доверенности Ковтун И.В., административного ответчика Щербины В.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектами налогообложения, в частности, являются автомобили (ст. 358 НК РФ).
Согласно ст. 362, п. 1 ст. 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации, на основании сведений, представляемых в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 363, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании направляемого налоговым органом налогового уведомления, в котором в соответствии с п. 3 ст. 52 НК РФ должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Законом Тульской области от 28 ноября 2002 года N343-ЗТО "О транспортном налоге" с 01 января 2003 года на территории Тульской области введен транспортный налог. Данный Закон определяет ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Щербина В.В. является владельцем транспортного средства "данные изъяты".
Факт наличия в собственности Щербины В.В. указанного имущества, являющегося объектами налогообложения, административным ответчиком не оспаривался и подтвержден письменными материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что ответчиком не исполнены уведомления и требования об уплате транспортного налога за 2013, 2014 год в установленный срок, в связи с чем подлежат взысканию пени, исчисленные налоговым органом за период с 19 ноября 2012 года по 23 ноября 2014 года в размере "данные изъяты", за период с 24 ноября 2014 года по 19 октября 2015 года в размере "данные изъяты".
Постановленное по делу судебное решение не соответствует требованиям ст. 176 КАС РФ, подлежит отмене, поскольку при разрешении настоящего спора судом не определены обстоятельства имеющие значение для дела, что привело к принятию неправильного решения.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствие с п.п. 1, 2, 3 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Вместе с тем, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Соответственно, в случае не соблюдения сроков принудительного взыскания, установленных ст. 48 Налогового кодекса РФ Кодекса, налоговый орган не вправе начислять пени на недоимку по налогу.
Как следует из искового заявления, обращаясь с настоящим иском налоговым органом не были заявлены требования о взыскании недоимки по налогам за предшествующие 2014 году налоговые периоды. При этом, период взыскания пени определен с 19 ноября 2012 года.
Удовлетворяя требования о взыскании пени по транспортному налогу за период с 19 ноября 2012 года, суд первой инстанции не выяснил размер имеющейся недоимки, налоговый период недоимки, на которую исчислены данные пени, а также принятие налоговым органом мер к принудительному взысканию суммы недоимки.
Данные обстоятельства подлежали уточнению в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, однако в нарушение требований ст. 132,135, 62 КАС РФ не были определены судом как имеющие значение для правильного разрешения дела. В ходе рассмотрения дела указанные недостатки не восполнены судом первой инстанции.
Исходя из того, что пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы основного обязательства, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание и взыскиваются только в том случае, если налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы недоимки, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему административному делу является факт принятия административным истцом мер принудительного взыскания с административного ответчика недоимки за спорный период, на которую исчислены заявленные ко взысканию суммы пени.
Из представленных налоговым органом и исследованных судебной коллегией в порядке ст.ст. 84, 306, 308 КАС РФ налоговых уведомлений, налоговых требований, а также расчетов и объяснений представителя административного истца следует, что в настоящем административном иске заявлены ко взысканию суммы пени, исчисленные налоговым органом на суммы недоимок за налоговые периоды 2010, 2011, 2013 и 2014 годов.
В соответствие с п. 1 и п. 2 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Как следует из ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога за 2011 год и нарушением срока уплаты транспортного налога за 2009- 2010 год, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N74 Центрального района г. Тулы от 27 августа 2013 года, с ответчика взыскана недоимка по транспортному налогу за 2011 год и пени в сумме "данные изъяты" за нарушение срока уплаты данного налога и за предшествующие налоговые периоды.
Данный судебный приказ отменен определением мирового судьи 25.07.2014 года. Исполнительное производство, возбужденное на основании указанного судебного приказа, прекращено постановлением судебного пристава исполнителя 28.08.2014 года в связи принятием судом акта о прекращении исполнения исполнительного документа.
В установленный ст. 48 НК РФ срок, налоговым органом требование о взыскании налога за 2011 год, пени за нарушение срока уплаты налога за 2010 год в порядке искового производства не предъявлено.
Представителем административного истца в судебном заседании не оспаривалось, что о прекращении исполнительного производства налоговому органу стало известно в 2014 году, после получения копии постановления о прекращении исполнительного производства. При этом, представитель ссылался на неполучение налоговым органом копи определения суда об отмене судебного приказа. Учитывая, что налоговый орган с 2014 года был осведомлен о прекращении исполнительного производства в связи с принятием судом акта о прекращении исполнения исполнительного документа и на протяжении длительного времени не предпринял мер для реализации права на принудительное взыскание указанной недоимки, указанные доводы не могут быть основанием для взыскания пени при разрешении настоящего спора.
Указанная задолженность налогоплательщиком не оплачена, соответственно, административным истцом утрачено право на взыскание недоимки по транспортному налогу за 2011 год и пеней за нарушение срока уплаты данного налога, а также пеней за нарушение срока уплаты транспортного налога за 2010 год.
ИФНС России по Центральному району г. Тулы в адрес Щербины В.В. 29 мая 2014 года направлено налоговое уведомление N на уплату транспортного налога за 2013 год в размере "данные изъяты" по сроку уплаты 10 ноября 2014 года.
В связи с неисполнением налогоплательщиком налогового уведомления в установленный срок, административным истцом в адрес налогоплательщика направлено требование N по состоянию на 26 ноября 2014 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложено налогоплательщику добровольно уплатить исчисленную сумму транспортного налога за 2013 год и пени в сумме "данные изъяты" в срок до 23 января 2015 года.
Из представленных документов следует, что транспортный налог за 2013 год уплачен налогоплательщиком 26 декабря 2014 года.
Исходя из суммы транспортного налога за 2013 год "данные изъяты" и периода нарушения обязательства с 11.11.2014 года по 25.12.2014 года, при ставке пени 0,000275 размер пени составит "данные изъяты", соответственно, обосновано предъявление налогового требования об уплате пени в части суммы "данные изъяты" на недоимку 2013 года за период с 11 ноября 2014 года по 23 ноября 2014 года.
Также из материалов дела следует, что 02 апреля 2015 года в адрес Щербины В.В. налоговым органом направлено налоговое уведомление N на уплату транспортного налога за 2014 год в сумме "данные изъяты" по сроку уплаты 01 октября 2015 года.
В связи с неисполнением данного налогового уведомления, в установленные сроки ИФНС России по Центральному району в адрес налогоплательщика направлено требование N по состоянию на 21 октября 2015 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложено налогоплательщику уплатить исчисленный за 2014 год транспортный налог и пени в сумме "данные изъяты" ( исчисленные также за нарушение срока уплаты транспортного налога за налоговые периоды 2011, 201,2014 ) в срок до 06 января 2016 года.
Из материалов дела также следует, что транспортный налог за 2014 год уплачен 28.06.2016 года, то есть налогоплательщиком допущено нарушение срока уплаты со 2.10.2015 года по 27.06.2016 год, а заявленный в настоящем иске период до 19.10.2016 года.
С учетом суммы транспортного налога за 2014 год "данные изъяты" и периода нарушения обязательства со 2.10.2015 года по 19.10.2015 года, при ставке пени 0,000275 размер пени составит "данные изъяты", соответственно, обосновано предъявление требования об уплате пени в части суммы пени на недоимку 2013 года и на недоимку 2014 года.
С настоящим иском административный истец обратился 18.04.2016 года, следовательно, предусмотренный ст. 48 НК РФ, 286 КАС РФ срок обращения в суд с требованиями взыскании пени по транспортному налогу 2013, 2014 года( период с 24 ноября 2014 года по 25 декабря 2014 года в размере "данные изъяты", за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 19 октября 2015 года в размере "данные изъяты") по требованию N, не пропущен.
Исходя из размера пени, обоснованно предъявленных налогоплательщику в требовании N18481 "данные изъяты" на недоимку 2013 года, административным истцом также не пропущен срок обращения с иском в части требований о взыскании пени на недоимку 2013 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Материалами дела подтвержден факт направления в адрес Щербины В.В. заказной корреспонденцией названных налоговых уведомлений и требований, в связи с чем данные налоговые уведомления и требования считаются полученными административным ответчиком по истечению шести дней с даты направления заказных писем.
Разрешая вопрос об обоснованности предъявления ко взысканию пени, исчисленных в отношении недоимки за налоговые периоды 2010 и 2011 годов, судебная коллегия принимает во внимание, что налоговым органом пропущен срок обращения с настоящим иском в силу положений ст. 48, 75 НК РФ, 286 КАС РФ.
Доказательств, соблюдения налоговым органом порядка принудительного взыскания недоимок по предшествующим 2013 году налоговым периодам, на которые исчислены заявленные в настоящем административном иске пени не представлены.
Административным истцом не были своевременно приняты меры по взысканию недоимки, пени, и, соответственно, по предъявлению акта к исполнению.
С учетом установленных обстоятельств, оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании с Щербина В.В пени по транспортному налогу за период с 19 ноября 2012 года по 23 ноября 2014 года в размере "данные изъяты", за период с 24 ноября 2014 года по 19 октября 2015 года в размере "данные изъяты" не имеется.
Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении требований налогового органа о взыскании пени.
Таким образом, в силу положений ст. 75 НК РФ, с учетом заявленных административным истцом периодов для взыскания пени, установленной ЦБ РФ ставки рефинансирования и суммы недоимки, судебная коллегия полагает подлежащими ко взысканию суммы пени, которые за период со следующего дня после истечения срока исполнения налогового обязательства по уплате транспортного налога за 2013 год - 11 ноября 2014 года, по состоянию на 23 ноября 2014 года (13 дней просрочки) составляют "данные изъяты", и с учетом уплаты налогоплательщиком недоимки за налоговый период 2013 года 26 декабря 2014 года, за период с 24 ноября 2014 года по дату уплаты недоимки (32 дня просрочки) составляют "данные изъяты", а всего подлежат взысканию пени на недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2013 года ( "данные изъяты") в размере "данные изъяты".
С учетом заявленного ко взысканию периода с 24 ноября 2014 года по 19 октября 2015 года, судебная коллегия полагает также подлежащими взысканию с Щербины В.В. пени, исчисленные налоговым органом на уплаченную налогоплательщиком 28 июня 2016 года недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2014 года ( "данные изъяты") за период со следующего дня после истечения срока исполнения налогового обязательства по уплате транспортного налога за 2013 год - 02 октября 2015 года, по 19 октября 2015 года (18 дней просрочки) в сумме "данные изъяты".
Сведений об уплате указанных сумм пени административным ответчиком не представлены и в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, учитывая, что административный истец на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с данным административным иском, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании с Кононенко М.Ф. государственной пошлины в сумме 400 рублей, что соответствует нормам пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и требованиям ч. 1 ст. 114 КАС РФ.
руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 18 июля 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы к Щербине В.В. о взыскании пени по транспортному налогу удовлетворить частично.
Взыскать с Щербины В.В., проживающего по адресу: "адрес" пени по транспортному налогу за 2013 год за период с 11 ноября 2014 года по 25 декабря 2014 года в размере "данные изъяты"., по транспортному налогу за 2014 год за период со 02 октября 2015 года по 19 октября 2015 года в размере "данные изъяты", а всего взыскать - "данные изъяты".
Взыскать с Щербины В.В. проживающего по адресу: "адрес", в доход бюджета муниципального образования г. Тула государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.