Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.,
судей Сеник Ж.Ю., Голубовой А.Ю.
с участием прокурора Кустовой М.Д.
при секретаре Бурлачка А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах Поляковой Л.В., Поляковой Э.А. к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Департаменту ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, МКУ "УЖКХ Октябрьского района" г. Ростова-на-Дону, третье лицо: Администрация Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Зинкиной И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Поляковой Л.В., Поляковой Э.А. с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Департаменту ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону о предоставлении жилья по договору социального найма, ссылаясь на то, что Полякова Л.В., Полякова Э.А. являются нанимателями жилого помещения в коммунальной квартире N 57 площадью 24,2 кв.м в многоквартирном жилом доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, который постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 19.06.2014 года признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением главы Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 23.01.2015 года Полякова Л.В. с составом семьи два человека: она и дочь Полякова Э.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по списку граждан, обеспечивающихся жилым помещением во внеочередном порядке.
Поскольку до настоящего времени Поляковы проживают в аварийном доме, что создает угрозу для их жизни и здоровья, жилое помещение, соответствующее установленным нормам, им не предоставлено, прокурор просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Поляковой Л.В. составом семьи: она и дочь Полякова Э.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, состоящее из 2-х комнат, общей площадью не менее 34 кв.м, в черте данного населенного пункта.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.07.2016 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Поляковой Л.В., Поляковой Э.А. на семью из двух человек вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, строительным, эпидемиологическим нормам, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 30,3 кв.м., находящееся в границах г. Ростова-на-Дону.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора суд отказал.
С таким решением суда не согласились прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону и Администрация г. Ростова-на-Дону, обратилась с апелляционными жалобой (представлением), в которых прокурор просит отменить судебное постановление в части и обязать администрацию города предоставить Поляковой Л.В. и Поляковой Э.А. жилое помещение общей площадью 34 кв.м, а администрация города ставит вопрос об отмене решения суда и об отказе в иске прокурора в полном объеме.
В обоснование представления прокурор приводит довод о том, что Полякова Л.В. и Полякова Э.А. были признаны нуждающимися в жилых помещениях, в связи с чем на основании ст. 6 Областного закона РО от 07.10.2005 года N 363 ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" им должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 34 кв.м.
Администрация г. Ростова-на-Дону в апелляционной жалобе указывает на то, что суд вышел за пределы исковых требований, заявленных прокурором, изменив основание иска. Так, прокурор просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Поляковой Л.В., Поляковой Э.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 34 кв.м, отвечающее установленным требованиям, в черте г. Ростова-на-Дону, то есть по норме предоставления, основывая исковые требования на положениях ст. 6 Областного закона РО от 07.10.2005 года N 363 об обеспечении жильем граждан по норме предоставления на семью из двух человек. С учетом отсутствия уточнений иска суд, по мнению апеллянта, должен был отказать в удовлетворении исковых требований.
Апеллянт обращает внимание судебной коллегии, что Администрацией г. Ростова-на-Дону права Поляковой Л.В., Поляковой Э.А. на получение равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не нарушены, так как многоквартирный жилой дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным и подлежащим сносу 19.06.2014 года, а отселение граждан из данного дома будет осуществляться после 2017 года.
На апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону поступили возражения прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, который не соглашается с доводами апеллянта, ссылаясь на их несостоятельность, и просит жалобу оставить без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционных жалобы, представления, заслушав представителя Администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности Янина В.В., представителя МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону" по доверенности Чебаняна Э.С., представителя отдела Ростовской областной прокуратуры Кустову М.Д., судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного постановления.
Принимая решение, суд руководствовался ст.ст. 14, 15, 57, 86, 89 ЖК РФ и исходил из наличия оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
К такому выводу суд пришел, установив, что Полякова Л.В. и член ее семьи - дочь Полякова Э.А. на основании договора социального найма от 16.12.2008 года занимают жилое помещение, состоящее из двух комнат в коммунальной квартире N 57 жилой площадью 24,20 кв.м, расположенной в многоквартирном жилом доме N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 19.06.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 07.04.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН многоквартирный дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН включен в адресный реестр аварийного жилищного фонда.
Поскольку данный многоквартирный жилой дом признан аварийным только в 2014 году, он не был включен в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах". Отселение граждан из аварийного жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН запланировано после 2017 года.
Принимая во внимание, что у истцов возникло право на обеспечение равнозначным благоустроенным жилым помещением, но Полякова Л.В. и Полякова Э.А. продолжают проживать в аварийном и непригодном для проживания доме, иного жилого помещения в собственности не имеют, суд нашел заявленные прокурором исковые требования об обязании Администрации г. Ростова-на-Дону предоставить Поляковой Л.В. и Поляковой Э.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, учитывая то обстоятельство, что общая площадь занимаемого истцами в аварийном доме жилого помещения составляет 30,3 кв.м, тогда как предоставляемое взамен аварийного жилье должно быть равнозначным по площади, суд не нашел оснований для предоставления истцам жилого помещения по норме предоставления общей площадью 34 кв.м.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда в связи со следующим.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47.
В соответствии с абз. 2 п. 49 указанного Постановления на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как разъяснено в абз. 5 раздела 3 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом ВС РФ 29.04.2014 года, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, таких оснований, позволяющих при наличии установленных сроков отселения граждан из аварийного жилья обязать орган местного самоуправления предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, из дела не усматривается.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 19.06.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым многоквартирный жилой дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании данного постановления МКУ "УЖКХ" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 09.07.2014 года направило гражданам, проживающим в аварийном доме по договору социального найма, уведомления о необходимости в срок до 25.07.2014 года представить документы для переселения из дома. Также жильцам указано на то, что до предоставления другого жилого помещения по договору социального найма им могут быть предоставлены жилые помещения маневренного жилищного фонда для временного проживания.
Указанное уведомление 10.07.2014 года получено Поляковой Л.В., которая 12.12.2014 года направила в МКУ "УЖКХ" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону письменный отказ от вселения в маневренный жилой фонд.
Таким образом, Администрацией г. Ростова-на-Дону в рамках предоставленных данному органу полномочий проведены мероприятия, предусмотренные законодательством: определен статус жилого дома как аварийный и подлежащий сносу, принято решение об отселении жильцов из аварийного дома, предложено представить пакет документов для переселения, а также указано на возможность вселиться в жилые помещения маневренного фонда до предоставления жилья по договору социального найма.
Согласно сведениям, изложенным в отзыве на иск Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 07.04.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН многоквартирный жилой дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН включен в адресный реестр аварийного жилищного фонда. В настоящее время осуществляется отселение жителей из домов, признанных аварийными до 01.01.2012 года в рамках реализации областной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", утвержденной Постановлением Правительства Ростовской области от 18.04.2013 года N 196.
Поскольку дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным только в 2014 году, он не был включен в областную адресную программу. Таким образом, вопрос о переселении граждан из данного дома будет решаться после реализации указанной областной программы, которая завершится только в 2017 году.
Полякова Л.В., занимающая вместе с дочерью Поляковой Э.А. две комнаты в коммунальной квартире N 57 площадью 24,20 кв.м по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании договора социального найма от 16.12.2008 года, обратилась в прокуратуру с заявлением об обеспечении ее жилым помещением 01.04.2016 года, то есть до истечения срока, установленного государственной программой на 2013-2017 годы для переселения граждан из жилья, признанного аварийным до 2012 года.
Вместе с тем Полякова Л.В., указывающая на нарушение ее прав, с заявлением о предоставлении ей жилого помещения из маневренного фонда до вселения в жилое помещение по договору социального найма не обращалась. Напротив, в деле имеется ее отказ, датированный 12.12.2014 года от предоставления ей жилья из маневренного фонда.
При этом внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма в силу положений действующего законодательства возможно лишь в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ прокурором не приведено допустимых, достоверных и достаточных доказательств тому, что дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи.
Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в редакции от 02.08.2007 года N 494, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В дело представлено техническое заключение о состоянии несущих конструкций жилого дома N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН за 2013 год, согласно которому в конструкциях здания начались необратимые деформации, вызванные частичным разрушением несущих строительных конструкций, в связи с чем данный дом в целом следует оценить как аварийный и подлежащий сносу, а также акт обследования помещений дома от 30.04.2014 года.
Вместе с тем указанные доказательства содержат сведения о состоянии многоквартирного дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Г, которые были известны и учтены на момент принятия Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 19.06.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, учитывая, что администрация исполнила обязанности, предусмотренные ЖК РФ по принятию решения о расселении жильцов из аварийного дома, в том числе в помещения маневренного фонда, нарушение прав истцов органом местного самоуправления в данной ситуации отсутствует.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска прокурора о предоставлении жилого помещения по договору социального найма у суда не имелось.
На основании вышеизложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда, вынести новое решение, которым прокурору, обратившемуся в интересах Поляковой Л.В., Поляковой Э.А. в иске к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отказать.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 июля 2016 года отменить, в иске прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах Поляковой Л.В., Поляковой Э.А. к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Департаменту ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, МКУ "УЖКХ Октябрьского района" г. Ростова-на-Дону, третье лицо: Администрация Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 октября 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.