Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Филиппова А.Е.
судей Сеник Ж.Ю., Руденко Т.В.
при секретаре Бубашвили И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева В.М,, Пономаревой О.И, к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ", Министерству обороны РФ в лице ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, третьи лица- Пономарев М.А,, Куликова Г.М. о понуждении заключить договор социального найма по апелляционной жалобе Пономаревой О.И., Пономарева В.М. на решение Сальского городского суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Заслушав доклад судьи Сеник Ж.Ю., судебная коллегия,
установила:
Пономарев В.М., Пономарева О.И. обратились в суд с иском к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о понуждении заключить договор социального найма, указав, что с 22 февраля 1998 они проживают в квартире по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Ранее указанная квартира была предоставлена Пономареву М.А. в соответствии с протоколом жилищной комиссии в/ч НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Квартира была предоставлена на 4 человека: Пономарев М.А. - отец, Пономарева О.И. - мать, Пономарев В.М. - сын, Куликова (Понамарева) Г.М. - дочь.
Затем Пономарев М.А. и Куликова Г.М. переехали в другие места жительства. До настоящего времени договор социального найма с истцами, оставшимися проживать в квартире, не заключен, от заключения данного договора ответчик отказывается.
На основании изложенного, Пономарев В.М., Пономарева О.И. просили суд обязать ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заключить с ними договор социального найма жилого помещения на квартиру расположенную по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 19 июля 2016 года исковые требования Пономарева В.М., Пономаревой О.И. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, истцы подали апелляционную жалобу, в которой просили решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению апеллянтов, ответчик не доказал, что жилое помещение было предоставлено истца как служебное. Истцы проживают в квартире фактически на условиях договора социального найма, несут бремя содержания квартиры. В настоящее время квартира не используется как служебная, и истцы не могут быть выселены из нее.
Спорная квартира не находится на территории городка закрытого типа. Из решения жилищной комиссии о вселении не следует, что спорная квартира является служебной. Суд применил нормы права, действующие после предоставления спорного жилого помещения.
В отношении спорной квартиры в ЕГРП отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, как и отсутствует информация о том, что квартира зарегистрирована как служебное помещение.
Постановление о переводе квартиры в статус служебной вынесено спустя шесть лет после вселения истцов в квартиру.
На апелляционную жалобу ответчиками поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и указанных дополнениях, выслушав представителя апеллянтов на основании ордера Кравченко З.Г., представителя ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Стехова Д.В., судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения Сальского городского суда Ростовской области от 19 июля 2016 года, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.02.1998 в связи с прохождением службы Пономаревым М.И. на состав семьи 4 человека: он, супруга Пономарева О.И., сын Пономарев В.М., дочь - Пономарева Г.М., по договору найма служебного жилого помещения была предоставлена высвободившаяся квартира АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.5). Квартира предоставлена на время прохождения его службы.
Спорное жилое помещение, как установилсуд, является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, о чем свидетельствует выписка из реестра федерального имущества (л.д.73).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федераций и органов ФСБ России, в который был включен военный городок НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Постановлением Главы администрации г.Сальска и Сальского р-на НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 16.08.2004 г., утверждено письмо НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.08.2004 Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района о переводе квартир в военном городке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в статус служебных.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.12.2010 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" квартирно-эксплуатационные части (КЭЧ) района реорганизованы путем присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России". Спорная служебная квартира, в которой проживают истцы, была передана на баланс ФПСУ "ОС ТУИО Минобороны России", в настоящее время находится в оперативном управлении ФГКУ "СК ТУИО Минобороны России".
Обращаясь в суд с настоящим иском, Пономарев В.М. и Пономарева О.М. ссылались на то, что фактически, спорная квартира была предоставлена Пономареву М.А. и членам его семьи по договору социального найма, который до настоящего времени с ними не заключен, в связи с чем, просили суд обязать ответчиков заключить с ними договор социального найма.
Разрешая заявленные требования, суд, установив, что договор найма заключен в отношении служебного жилого помещения, на время прохождения службы, спорое жилое помещение является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Министерства обороны РФ, истцы на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состояли и не состоят, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Пономарева В.М., Пономарева О.И. о понуждении заключить договор социального найма.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям:
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.Между тем, в деле такое решение об обеспечении Пономарева В.М., либо его отца и членов его семьи жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
Спорное жилое помещение предоставлено Пономареву М.А. и членам его семьи в качестве служебного (л.д.5).
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Действовавшим на момент предоставления спорной квартиры законодательством было установлено, что в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Ордера на жилые помещения, в том, числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Доводы апеллянтов об отсутствии в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса служебного на момент ее предоставления Пономареву М.А. и членам его семьи в связи с чем истец, как лицо, проживающее в квартире, имеет право на приватизацию спорного жилого помещения необоснованна, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Протокол НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН заседания жилищной комиссии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.02.1998 о предоставлении как военнослужащему Пономареву М.А. (отцу истца и бывшему мужу истицы) и членам его семьи спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.
Судом установлено, что Пономарев М.А. и Куликова (Пономарева) Г.М. из спорной квартиры выехали, имеют иное место жительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорная квартира по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области как специализированное (служебное) жилое помещение не значится, в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, в качестве специализированного (служебного) жилья в органах государственной регистрации недвижимости не регистрировалась, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В силу ст. 92 Жилищного кодекса РФ (ранее ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР) основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Отсутствие сведений о направлении решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как то предусмотрено п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, а также неисполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которого служебные жилые помещения подлежат государственному учету, не свидетельствуют о том, что решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является недействительным либо незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает указанных правовых последствий.
В данном случае государственная регистрация и государственный учет выполняют функцию учета, но не являются основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения.
В настоящее время согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации, и имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в том числе, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (пп. "м" п. 2 Постановления).
Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных Министерство обороны РФ не принимало.
При этом исключение закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного.
Таким образом, спорная квартира по на момент ее предоставления истцу была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы Пономарева В.М. и Пономаревой О.И. и дополнения к ней, правильных выводов суда первой инстанции об отказе истцам в иске, не опровергают и о незаконности постановленного по делу решения не свидетельствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы Пономаревых и дополнению к ней.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Сальского городского суда Ростовской области от 19 июля 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пономаревой О.И., Пономарева В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 28 октября 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.