Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 11 октября 2016 г. по делу N 33а-401/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Двойцева Ю.В. и Тарабакина А.В., при секретаре судебного заседания Пучковой Н.Е., с участием административного истца, ее представителя - Воевидки С.И., представителя административного ответчика - Пелых В.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по совместной апелляционной жалобе истца и ее представителя на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 15 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшей военнослужащей войсковой части ... ефрейтора запаса Ермаковой С.В. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), связанных с принятием решения о расчете размера субсидии для приобретения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тарабакина А.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебного постановления, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, мнения административного истца и ее представителя в поддержку апелляционных доводов, а также позицию представителя административного ответчика, настаивавшего на законности вынесенного по делу судебного акта, окружной военный суд
установил:
решением начальника ФГКУ "Центррегионжилье" N ... от 10 мая 2016 года Ермаковой, проходившей военную службу по контракту в войсковой части ... и имеющей выслугу более 10 лет, на семью из пяти человек была предоставлена субсидия для приобретения жилого помещения, исходя из площади предоставления жилого помещения 75,64 квадратных метра. При этом норматив предоставления площади жилого помещения был уменьшен на 14,36 кв.м - четвертая часть площади жилого помещения, расположенного по адресу: город Н ... , улица С ... , дом ... , квартира ... , в котором до 12 августа 2012 года вместе со своими родителями и братом был зарегистрирован ее супруг.
Законность уменьшения размера субсидии Ермакова своевременно оспорила в судебном порядке в Новосибирском гарнизонном военном суде, который отказал в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец и ее представитель по доверенности Воевидка С.И., не соглашаясь с решением суда и полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, просят его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования административного истца в полном объеме.
В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства дела, показания допрошенных по делу свидетелей, а также анализируя нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, апелляторы приводят доводы, совокупность которых сводится к выводу о том, что Ермаков Д.И. более 10 лет не пользуется квартирой своих родителей, расположенной по адресу: город Н ... , улица С ... , дом ... , квартира ... , не несет расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, а его длительное отсутствие в указанном жилом помещении не является временным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика по доверенности Пелых В.Ю., считая принятое решение законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях на нее, выслушав мнения участников судопроизводства, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений подлежит реализации исключительно в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Так, пунктом 14 статьи 15 Закона определены специальные условия для однократной реализации обозначенного права военнослужащими, не обеспеченными жилыми помещениями ко времени увольнения с военной службы. Для его реализации на военнослужащего возлагается обязанность предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Если военнослужащий не может представить указанные документы, повторное обеспечение такого лица жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств (см. пункт 27 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Приведенные требования основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом (см. например определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 2486-О, от 29 января 2015 года N 116-О, от 23 апреля 2015 года N 770-О).
Субсидия, о которой упоминается в пункте 16 статьи 15 Закона, является одной из разновидностей такой формы реализации военнослужащими права на жилище как предоставление денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений. Следовательно, указанные выше положения в равной степени распространяются на обозначенную выплату, поскольку иное не вытекает из Закона.
Правила расчета субсидии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 76.
Согласно им расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, исходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого в установленном порядке. Так, на семью из трех и более человек указанный норматив составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. При этом он подлежит уменьшению на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении данной площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения (пункты 2-4 Правил).
Из материалов дела видно, что в 1985 году отцу супруга административного истца - Е.И.Г.., на состав семьи из четырех человек (он, супруга Е.О.Н.., сын Е.Д.И.., сын Е.А.И.) по линии Министерства обороны предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: город Н ... , улица С ... , дом ... , квартира ... , общей площадью 57,45 квадратных метра, на основании ордера Исполнительного комитета К ... района города Н ... N ... от 28 мая 1985 года.
Как правильно установлено судом первой инстанции, заинтересованными лицами каких-либо мер к выделению причитающейся Е.Д.И. (супругу Ермаковой С.В.) доли в указанной квартире, обмену или разделу жилого помещения (в том числе в форме судебного решения о признании ее утратившей право пользования указанной квартирой) предпринято не было.
Таким образом, со дня вселения в указанное жилье, предоставленное государством, супруг административного истца занимал его в качестве члена семьи нанимателя, наравне с последним пользовался этим жилым помещением, а впоследствии сохранил подобное право, в связи с чем соответствующий вывод гарнизонного военного суда является правильным.
Вместе с тем из дела следует, что в момент снятия Е.Д.И. с регистрационного учета ввиду заключения брака с истцом в упомянутом выше жилом помещении также были зарегистрированы и проживали его родственники: отец, мать, брат и дочь последнего - Г.О.А.., , объяснения в суде апелляционной инстанции Е.О.Н.
Данное обстоятельство, имеющее с учетом положений главы 8 ЖК РФ существенное значение по делу, не было принято во внимание судом первой инстанции, в то время как, учитывая, что кроме нанимателя в упомянутой квартире были зарегистрированы и проживали еще четыре человека, то на долю каждого из них приходилось 11,49 кв.м от общей площади квартиры (57,45 кв.м : 5).
В связи с этим оспоренные действия начальника ФГКУ "Центррегионжилье" в части определения конкретного размера субсидии для приобретения жилого помещения, нельзя признать правомерным.
На основании изложенного, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, на основании пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции в соответствующей части подлежит отмене, а заявленные требования административного истца частичному удовлетворению. Принимая такое решение по делу, суд апелляционной инстанции учитывает, что все существенные для его разрешения обстоятельства достоверно установлены, а итоговое решение по делу должно по смыслу статьи 187 КАС РФ отвечать критерию исполнимости.
Руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 15 июля 2016 года в части признания правомерным решения начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о конкретном размере субсидии Ермаковой С.В. для приобретения жилого помещения, отменить и принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Ермаковой С.В., удовлетворить частично.
Признать незаконными действия начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанные с расчетом размера субсидии для приобретения жилого помещения и обязать названное должностное лицо произвести ее перерасчет с учетом права Е.Д.И ... на размер жилой площади в ранее занимаемой им квартире по адресу: город Н ... , улица С ... , дом ... , квартира ... , всего в размере 11,49 кв.м.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и ее представителя - без удовлетворения.
Председательствующий по делу Г.В. Актаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.