Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 14 октября 2016 г. по делу N 33а-408/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захаров В.А., судей Сивова В.В. и Шпакова С.П.,
при секретаре Мельниковой К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску подполковника медицинской службы Попова Е.Д. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное г. Б ... ) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение Учреждения) о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, по апелляционной жалобе представителя отделения Учреждения Поронько Е.Н. на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 года, удовлетворившего заявленные требования.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П., объяснения представителя административного истца Жаворонкова Д.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд,
установил:
Попов имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет.
В период прохождения военной службы по контракту в войсковой части ... на основании решения начальника Учреждения от 23 июня 2011 года N ... он и члены его семьи были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В дальнейшем начальник отделения Учреждения, посчитав, что Попов не мог быть принят на такой учет, поскольку распорядился ранее полученным помещением своим решением от 27 апреля 2016 года N ... снял военнослужащего и членов его семьи с жилищного учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Посчитав свои права нарушенными, Попов обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать такое решение неправомерным, обязав должностное лицо восстановить его в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда заявление административного истца удовлетворено в полном объеме. Суд признал оспариваемое решение незаконным и обязал должностное лицо его отменить.
В апелляционной жалобе представитель начальника отделения Учреждения просит состоявшееся судебное постановление гарнизонного военного суда отменить, полагая, что судом применены нормы права, не подлежащие применению, и принять новое решение, не указав какое.
Автор жалобы, анализируя действующее законодательство, приводит доводы, образующие в своей совокупности суждение о том, что Попов обоснованно снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку распорядился выделенной ему во время военной службы квартирой и не может её сдать соответствующим квартирно-эксплуатационным органам.
Окружной военный суд, рассмотрев административное дело в полном объеме, будучи не связанным с основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях на неё, не находит оснований для отмены состоявшегося судебного постановления первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом пунктом 14 статьи 15 Закона действительно определены специальные условия именно для однократной реализации обозначенного права военнослужащими, не обеспеченными жилыми помещениями ко времени увольнения с военной службы. Для его реализации на военнослужащего возлагается обязанность предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Пунктами 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается соответствующая справка.
В то же время государство несёт перед военнослужащими обязанность по безвозмездному предоставлению жилой площади один раз за всё время военной службы с обязательным соблюдением требований, предусмотренных законодательством, то есть, в том числе, по установленным нормам обеспечения.
Приведённые требования основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение как необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом, так и на предотвращение уменьшения таких гарантий (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 2486-О, от 29 января 2015 года N 116-О, от 23 апреля 2015 года N 770-О и др.)
Как видно из материалов дела, Попов заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, имеет выслугу более 20 лет ). В период прохождения военной службы в 1993 году ему на состав семьи из трех человек по линии Министерства обороны Российской Федерации в городе Б ... Амурской области предоставлялась квартира общей площадью 33,8 кв.м. и жилой площадью 18,1 кв.м.
Учитывая требования нормативных актов, действующих в тот период времени, административный истец и члены его семьи после получения жилого помещения не перестали быть нуждающимися в жилом помещении.
Так, в силу пункта 1 статьи 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно решению исполнительного комитета Амурского областного Совета народных депутатов от 9 апреля 1990 года N ... на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимались граждане, обеспеченные жилой площадью на одного члена семь 9 кв. м и менее.
В соответствии со статьей 38 ЖК РСФСР норма жилой площади была установлена в размере 12 кв. м на одного человека.
Таким образом, требования закона о предоставлении Попову и членам его семьи жилого помещения по установленным нормам выполнены не были.
Как усматривается из материалов дела, полученная военнослужащим квартира после приватизации в 1997 году была продана его женой.
У апелляционной инстанции нет сомнений, что указанные обстоятельства в их совокупности были приняты во внимание начальником Учреждения, который своим решением от 23 июня 2011 года N ... принял административного истца с увеличившимся составом семьи из пяти человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Такое решение должностного лица соответствует требованиям части 1 статьи 51 ЖК РФ, согласно которой одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является отсутствие у него в собственности жилого помещения или обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно статье 55 ЖК РФ граждане вправе состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
К числу таких оснований пункт 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ относит случаи выявления в предоставленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Начальник отделения Учреждения посчитал установленным наличие таких оснований, полагая неправомерной постановку административного истца на упомянутый учет по причине распоряжения выделенной ему во время военной службы квартиры. Своим решением от 27 апреля 2016 года N ... он снял Попова и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
По указанным выше данным такое решение должностного лица является несостоятельным.
Не влияет на такой вывод апелляционной инстанции и факт распоряжения военнослужащим выделенной ему в 1993 году квартирой.
Данное обстоятельство должно учитываться при повторном предоставлении административному истцу жилого помещения при расчете общей площади жилого помещения, положенной для предоставления военнослужащему и членам его семьи.
Таким образом, снятие Попова должностным лицом 27 апреля 2016 года с учета нуждающихся в жилых помещениях, являлось незаконным, о чем верно указал гарнизонный военный суд в своем решении.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается должностное лицо в апелляционной жалобе, являются ошибочными.
Руководствуясь статьями 177, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
определил:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 года по административному иску Попова Е.Д. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника отделения (территориальное г. Б ... ) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Поронько Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий по делу В.А. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.