Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Босси Н.А.,
судей: Бучневой О.А., Малининой О.Н.,
при секретаре: Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2016 года гражданское дело по иску Алгалиевой С.В. к УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства,
по апелляционной жалобе УФСИН России по Тамбовской области на решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 16 июня 2016 года,
заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алгалиева С.В. обратилась в суд с иском к УФСИН России по Тамбовской области и ФСИН России о возложении обязанности произвести расчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и предоставить указанную социальную выплату. В обоснование заявленных требований истица указала, что с *** года по *** года она проходила службу в органах УВД по Тамбовской области, с *** года по *** года в УФСИН России по Тамбовской области и с *** года вышла в отставку с назначением пенсии за выслугу лет. По состоянию на *** год она имела более *** лет общей продолжительности службы в УФСИН России по Тамбовской области Полагает, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" она вправе претендовать на получение указанной выплаты. Для этого *** года она обратилась в УФСИН по Тамбовской области с заявлением и приложенными к нему документами о предоставлении ей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
*** года она подала письменное заявление с просьбой сообщить результат рассмотрения ее заявления, ранее она не обращалась, поскольку рассмотрение указанных заявлений предполагает сложную и длительную процедуру. Ей сообщили, что заявление не рассматривалось, поскольку территориальная подкомиссия УФСИН России по Тамбовской области по рассмотрению данных вопросов была сформирована *** на основании приказа УФСИН России по Тамбовской области N ***. Считает незаконным бездействие УФСИН России по Тамбовской области, так как Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно - исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, утвержден приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013 года. Соответствующая территориальная подкомиссия УФСИН России по Тамбовской области должна быть организована сразу и Алгалиева С.В., подавая *** года заявление, исходила из того, что указанный Приказ добросовестно исполнен и соответствующая комиссия уже сформирована.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила свои требования и просила признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения площадью *** кв.м., обязать ответчиков принять на учет для получения названной единовременной социальной выплаты, произвести расчет указанной выплаты и предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения площадью *** кв.м. Также просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, впоследствии от данных требований отказалась, определением Октябрьского суда г. Тамбова от 16.06.20.16 г. производство по делу в этой части прекращено.
Решением Октябрьского районного суда города Тамбова от 16 июня 2016 года исковые требования Алгалиевой С.В. удовлетворены частично.
За Алгалиевой С.В. признано право на постановку на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека (Алгалиева С.В., дочери: В., Е.).
На ФСИН России возложена обязанность поставить Алгалиеву С.В. на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с указанным составом семьи с *** года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Алгалиевой С.В. отказано.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Тамбовской просит решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 16 июня 2016 года в части удовлетворения исковых требований Алгалиевой С.В. отменить и принять по делу новое решение.
Считает решение суда принятым с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов, изложенных в жалобе, указывает, что истица в установленном порядке с заявлением на имя директора ФСИН России в Территориальную комиссию не обращалась, что ею не оспаривается. В имеющейся в материалах дела копии книги учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N ***, заявление Алгалиевой С.В. также не зарегистрировано, что свидетельствует о том, что она не обращалась в Территориальную подкомиссии и комиссию ФСИН России с заявлением на получение ЕСВ. Поскольку документы Алгалиевой С.В. на комиссии не рассматривались, комиссия ФСИН России и Территориальная подкомиссия УФСИН России по Тамбовской области не принимали никакого решения, то никаких обязательств по постановке истицы на учет для получения ЕСВ ни ФСИН России, ни УФСИН России по Тамбовской области нести не могут.
В опровержение вывода суда о том, что несвоевременное рассмотрение начальником УФСИН России по Тамбовской области заявления истицы лишило ее права на рассмотрение заявления в установленном порядке и, как следствие, постановки на учет для получения ЕСВ, автор жалобы указывает, что ни Правила, ни Порядок предоставления ЕСВ не возлагают на начальников территориальных органов обязанность рассматривать такого рода документы и передавать их в территориальные подкомиссии.
Ссылаясь на положение ч. 7 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автор жалобы указывает, что поскольку в период прохождения службы Алгалиева С.В. не была принята на учет в качестве имеющей право на получение ЕСВ, то говорить о ее праве на получение данной выплаты после увольнения нельзя.
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что истицей к заявлению был приложен не полный пакет документов, перечисленных в п. 5 Правил, в связи с чем комиссией ФСИН России и Территориальной подкомиссией был бы вынесен отказ в постановке ее на учет. Истребовав у Алгалиевой С.В. недостающие документы и приняв решение по существу, суд первой инстанции взял на себя полномочия комиссии ФСИН России.
Тот факт, что Алгалиева С.В. в период с *** года по *** года ни разу не поинтересовалась о судьбе своего заявления, говорит об отсутствии у нее нуждаемости в жилом помещении.
Таким образом, при рассмотрении дела суд неправильно применил положения Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, Правил предоставления единовременной социальной выплаты и Порядка формирования и работы комиссий, признав за истицей право на получение единовременной социальной выплаты.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Такие нарушения, по мнению судебной коллегии были допущены судом первой инстанции при разрешении данного спора. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление Алгалиевой С.В. о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты поданное начальнику УФСИН России по Тамбовской области *** года не было им передано для рассмотрения в территориальную подкомиссию УФСИН России по Тамбовской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что лишило истицу права на рассмотрение ее заявления и принятия решения о постановке на учет.
С данным выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что следует из части 1 статьи 1 названного закона (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г.)
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждёнными (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Таким образом, в Правилах содержится конкретное указание о том, что заявление подается в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения и именно комиссия наделена полномочиями по рассмотрению указанного вопроса.
Из материалов дела следует, что истица с рапортом от *** года о постановке ее на учет на получение единовременной социальной выплаты обратилась не в территориальную подкомиссию, а к начальнику УФСИН России по Тамбовской области.
При этом как следует из искового заявления Алгалиевой С.В., последней было известно, что в полномочия начальника УФСИН России по Тамбовской области не входит рассмотрение данного вопроса, и полагала, что ее заявление будет передано им в комиссию для рассмотрения.
Тем самым, фактически истицей оспариваются действия руководителя УФСИН по Тамбовской области, однако соответствующих требований заявлено не было.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции было установлено, что рапорт Алгалиевой С.В. был передан начальнику ЖКО УФСИН России по Тамбовской области, что не свидетельствует о передачи рапорта истицы для рассмотрения в комиссию.
Доводы истицы о том, что на момент подачи ею заявления территориальная подкомиссия УФСИН России по Тамбовской области не была создана, не могут служить основанием для не соблюдения установленного порядка подачи и рассмотрения заявлений о постановке на учет для получения единовременной выплаты. Обязанность по соблюдению установленного порядка обращения в данном случае возлагается на лицо, претендующее на получение единовременной социальной выплаты. Указанная комиссия была создана *** года и именно от указанного числа датированы рапорты сотрудников, выразивших желание быть принятыми на учет для получения ЕСВ.
Подача заявления вопреки установленному порядка не уполномоченному лицу, не свидетельствует о нарушении ответчиками сроков рассмотрения заявления Алгалиевой С.В.
При отсутствии соответствующего обращения и полного пакета документов у комиссии отсутствовали основания для принятия соответствующего решения.
Из материалов дела следует, что до *** года истица не интересовалась результатом рассмотрения поданного ею заявления, доувольнения с заявлением и документами, указанными в пункте 5 Правил, в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, не обращалась, в связи с чем бездействие со стороны ответчиков по непринятию своевременных мер по предоставлению истице и членам ее семьи единовременной социальной выплаты для приобретения жилья отсутствует.
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Алгалиевой С.В.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 16 июня 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Алгалиевой С.В. к УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.