Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Рожковой Т.В.,
судей: Рязанцевой Л.В., Пачиной Л.Н.,
при секретаре: Шевченко О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Кузнецова И.Д. и Банка ВТБ 24 (ПАО) в лице представителя по доверенности Паскеева В.А. на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 28 июля 2016 г. по иску Кузнецова И.Д. к Банку ВТБ 24 (ПАО) о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Рязанцевой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов И.Д. обратился в суд с иском о защите прав потребителя, указав, что между ним и ответчиком ***. был заключен кредитный договор N *** на сумму *** руб. С ***. он находился на больничном, о чем банк был предупрежден и ему были предоставлены подтверждающие документы. Кредитные обязательства истца перед банком были досрочно исполнены путем внесения оставшейся к погашению суммы ***. Однако кредитный договор не был закрыт, так как от оператора банка стали поступать звонки с требованиями внести денежные средства. 07.04.2015г. истец обратился к ответчику с просьбой об исправлении информации в бюро кредитных историй о просрочке, которой и не было. На его обращение последовал ответ банка, что ими осуществлено полное досрочное погашение кредитного договора, факт образования просроченной задолженности по договору исключен из кредитной истории истца, штрафные санкции по договору возмещены банком на текущий рублевый счет, данные в бюро кредитных историй обновлены. Подав заявку на оформление ипотечного кредита в АКБ РосЕвроБанк( АО), им был получен отказ, в связи с двумя негативными задолженностями.
Считает, что данные задолженности появились в его кредитной истории в результате виновных действий ПОА " Банк ВТБ 24" после осуществления досрочного погашения кредита, выразившихся в непредоставлении всей информации о нем для формирования его кредитной истории в Бюро кредитных историй. Позже банк убрал просроченные задолженности, возникшие по их вине в *** и в ***, то есть после досрочного погашения кредита. В итоге остались просрочки по причине болезни ( с ***. по ***.), о чем банк был уведомлен.
Отмечает, что поскольку ему было отказано в ипотеке на основании данных кредитной истории, предоставленных ответчиком, он был вынужден снимать жилье, поскольку своего не имеет. Поясняет, что на момент подачи заявки на получение ипотечного кредита стоимость выбранного жилья составляла *** руб., а в настоящее время стоимость жилья возросла и составляет около *** - *** руб. До настоящего времени им квартира не приобретена.
С учетом уточненных исковых требований просит обязать ответчика изменить в бюро кредитных историй его кредитную историю в части устранения информации о просроченных задолженностях, образовавшихся по причине болезни с ***. по ***., взыскать с ответчика материальный ущерб за найм жилья ввиду неполучения ипотечного кредита, начиная с ***. и до вступления в законную силу решения суда из расчета *** руб. в месяц; компенсацию морального вреда в размере *** руб. в связи с ущемлением его прав и свобод путем размещения банком недостоверной информации, что послужило основанием к отказу в выдаче ипотечного кредита, а также имущественный ущерб в размере *** руб., связанный с компенсацией затрат на предстоящее приобретение жилья в связи с ростом цен на жилье, произошедшим с момента отказа в ипотеке.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 июля 2016 года иск удовлетворен частично.
С Банка ВТБ 24 ( ПАО) в пользу Кузнецова И.Д. взыскана компенсация морального вреда в размере *** руб.
В остальной части иска отказано.
С Банка ВТБ 24 ( ПАО) в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере *** руб.
В апелляционной жалобе Кузнецов И.Д. просит изменить указанное решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
В обоснование приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Размер взысканного морального вреда в *** руб. считает необоснованным и незаконным. Поясняет, что на протяжении двух лет с *** г. по ***. банк доставлял ему и родственникам много неудобств, звонили систематически матери, которая уже в преклонном возрасте, запугивали ее, заставляли вносить денежные средства. Звонили неоднократно с угрозами и ему-Кузнецову И.Д. Неправомерными действиями Банка ему причинены морально-нравственные страдания. Действия Банка носили системный, настойчивый характер. Были нарушены права Кузнецова И.Д., был фактически нарушен сложившийся, привычный уклад жизни, подорвана уверенность и стабильность отношений в обществе, возникло непреодолимое препятствие в решении жилищной проблемы.
Отмечает, что банк устранил недостоверную информацию в его кредитной истории лишь в ходе судебного процесса. На протяжении около года банк сознательно вводил его в заблуждении относительно состояния информации в кредитной истории.
Указывает, что в силу ст. 17 ФЗ от 27.07.2006г N 152-ФЗ " О персональных данных" субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и ( или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
В апелляционной жалобе ПАО "Банк ВТБ 24" в лице представителя по доверенности Паскеева В.А., просит решение суда в части удовлетворения требований Кузнецова И.Д. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере *** руб. отменить и принять по делу новое решение о полном отказе в удовлетворении исковых требований истца.
Автор жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что ответчиком своевременно не были направлены в бюро кредитных историй сведения об отсутствии у истца просроченных платежей в периоды: *** - ***., ***., данные сведения были исключены из кредитной истории Кузнецова И.Д. лишь в ходе судебного разбирательства.
Полагают, что вина Банка в причинении морального вреда истцу отсутствует, поскольку он просил " исправить информацию в бюро кредитных историй о якобы его просрочке, т. его вины в этом нет". Истец не уточнил, о какой просрочке шла речь, поскольку на момент обращения в Банк не располагал информацией о своей кредитной истории из Бюро кредитных историй.
Банк в своем ответе от 24.04.2015 г. на имя Кузнецова И.Д. сообщил, что факт образования просроченной задолженности по Договору исключен из кредитной истории. Штрафные санкции по Договору возмещены на текущий счет. Данные в Бюро кредитных историй обновлены.
Банком действительно все штрафные санкции возвращены Клиенту на его текущий счет, а также актуализированы данные в кредитной истории истца.
Каких-либо сроков для направлений сведений в Бюро кредитных историй об отсутствии у истца просроченных платежей, при обращении заемщиков, законодательством не установлено. В связи с чем, по мнению автора жалобы, нельзя говорить об отсутствии или наличии своевременности направления подобных сведений, и как следствие о действиях, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину нематериальные блага, поскольку речь идет об осуществлении источником кредитной истории своих прав.
Поясняет, что законодательством, а именно Федеральным законом "О кредитных историях" предусмотрен специальный способ защиты прав субъектов кредитной истории от ошибочной информации, содержащейся в Бюро кредитных историй. По результатам обращения Кузнецова И.Д. в НБКИ в ***., и соответственно НБКИ в Банк ВТБ 24 ( ПАО), *** г. Банком были осуществлены действия по обновлению данных в кредитной истории истца, в частности, по его просроченным платежам в периоды: ***., *** ***., то есть до судебного разбирательства.
Считает, что в их действиях отсутствует вина в нарушении законодательства о кредитных историях, а также личных неимущественных прав Кузнецова.
В возражениях на апелляционную жалобу ПАО Банк ВТБ 24, Кузнецов И.Д. указывает, что доводы Банка, приведенные в жалобе, безосновательны, не соответствуют закону и договорному характеру сложившихся между сторонами отношений.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения представителя Кузнецова И.Д. Калининой И.А., поддержавшей апелляционную жалобу истца, объяснения представителя Банка ВТБ 24 (ПАО) Паскеева В.А., поддержавшего апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения и исходит при этом из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях", кредитная история- информация, состав которой определен настоящим Федеральным законом и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа ( кредита) и хранится в бюро кредитных историй.
Источником формирования кредитной истории является, в том числе, организация, являющаяся займодавцем ( кредитором) по договору займа ( кредита).
Субъектом кредитной истории является физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа ( кредита).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между ОАО "Национальное бюро кредитных историй" ( в настоящее время АО "Национальное бюро кредитных историй") и ответчиком существуют договорные отношения по оказанию банком Бюро информационных услуг по предоставлению информации, предусмотренной статьей 4 Федерального закона "О кредитных историях".
Ответчиком в АО "НБКИ" были направлены сведения об имеющихся у Кузнецова И.Д. просрочках платежей по кредитному договору в периоды: *** г., *** г., *** г.
Истец не отрицает, что в период действия договора с *** г. по *** г. им была допущена просрочка платежей в связи с болезнью.
Однако, как обоснованно указано судом первой инстанции, данное обстоятельство не освобождало истца от надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по кредитному договору.
*** г. Кузнецов И.Д. досрочно погасил оставшуюся задолженность по кредитному договору.
*** г. Кузнецов И.Д. обратился в Банк с заявлением, в котором просил разобраться в ситуации, поскольку его матери поступают звонки о погашении задолженности по кредиту. Оператор банка звонит и ему по поводу задолженности. Также просит исправить информацию в бюро кредитных историй.
Из ответа начальника Управления претензионной работы от *** г. следует, что банк осуществил полное досрочное погашение Кредитного договора от *** г. Факт образования просроченной задолженности по Договору исключен из кредитной истории. Штрафные санкции по Договору возмещены Банком на текущий рублевый счет. Данные в Бюро кредитных историй обновлены. Кузнецову Банк приносит искренние извинения за сложившуюся ситуацию и причиненные неудобства ( л.д.10).
Таким образом, ответчик признал свою вину в предоставлении информации в кредитную историю о просрочках платежей в *** г. и в *** г., т.е. после досрочного погашения кредита Кузнецовым.
При разрешении требований Кузнецова И.Д. о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно установилнарушение прав Кузнецова И.Д., указав, что ответчиком своевременно не были направлены в бюро кредитных историй сведения об отсутствии у истца просроченных платежей в *** г. и в *** г.
При решении судом вопроса о компенсации морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Доводы апелляционной жалобы Банка ВТБ 24 об отсутствии в законодательстве сроков направления данной информации, в связи с чем не представляется возможным вести речь о своевременности или несвоевременности, нельзя положить в основу для отмены решения суда в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда. Как следует из материалов дела, указанная информация вообще является ошибочной, поскольку еще в *** г. истец досрочно погасил кредитный договор. А сведения об отсутствии в указанные периоды просрочки платежей были предоставлены Банком в Бюро кредитных условий только в период судебного разбирательства, тогда как в письмах, направленных Кузнецову И.Д. *** г. и *** г. Банк сообщал, что данные в Бюро кредитных историй обновлены.
Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы Кузнецова И.Д., соглашается и с выводом суда в части определения размера компенсации морального вреда в *** руб., принимая во внимание фактические обстоятельства дела, а также принцип разумности и справедливости.
Не имеется оснований и для удовлетворения апелляционной жалобы Кузнецова И.Д. в части отмены решения суда об отказе в удовлетворении его исковых требований о возмещении материального ущерба, связанного с наймом жилого помещения и изменением стоимости квартиры, в связи с отказом ему в предоставлении ипотечного кредита на приобретение квартиры.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что доказательств прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и расходами истца по найму жилья в г.Москва, не представлено. Также не представлено и доказательств понесенных истцов расходов.
А требования о взыскании убытков в размере *** руб., которые по мнению истца он должен будет понести в связи с ростом цен на жилье, носят предположительный характер, допустимых доказательств тому, что именно указанная сумма была бы необходима для приобретения квартиры в г.Москва, не представлено.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, направлены на переоценку установленных судом фактов и обстоятельств, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 28 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Кузнецова И.Д. и Банка ВТБ 24 (ПАО)- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.