Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Уварова В.В.
судей Баранова В.В., Курохтина Ю.А.
при секретаре Переплётовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 октября 2016 г. частную жалобу Трифонова С.И. на определение судьи Тамбовского областного суда от 21 сентября 2016 г. об оставлении коллективного административного искового заявления без движения
Заслушав доклад судьи Баранова В.В. судебная коллегия
установила:
собственники помещений многоквартирного дома N *** по улице Советской г. Тамбова обратились в суд с коллективным административным иском о признании записи в строке под номером 4618 в графах с 12 по 18 приложения к постановлению администрации Тамбовской области от 1 апреля 2016 года N 343 "О внесении изменений в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014-2043 годов" недействительной, как несоответствующей части 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ.
В обоснование требований административного иска указано, что перенос проведения капитального ремонта названного многоквартирного дома на более поздний срок ущемляет права административных истцов и противоречит жилищному законодательству, поскольку Закон N 176-ФЗ от 29.06.2015 г. не предполагает перенос краткосрочных планов на более поздний период, а часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ дает исчерпывающий перечень оснований для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе и при актуализации региональной программы.
Согласно ч. 3 ст. 42 Кодекса административного судопроизводства РФ ведение дела собственники поручили Трифонову С.И.
Определением судьи Тамбовского областного суда от 21 сентября 2016 г. названное коллективное административное исковое заявление оставлено без движения с предложением лицу, подавшему данное заявление, в срок до 4 октября 2016 г. устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного иска без движения.
В частной жалобе Трифонов С.И. просит данное определение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.
Считает, что вывод судьи о том, что в коллективном административном иске отсутствует конкретный административный истец противоречит приведенному в определении тексту частей 2 и 3 статьи 42 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которому определено конкретное лицо с правами и обязанностями административного истца.
Указывает, что Жилищный комитет Административного округа правомерно привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика, поскольку в его обязанность входит утверждение краткосрочных планов капитального ремонта жилого фонда и выполнение их в срок согласно переданных ему функций технического заказчика в силу части 4 статьи 182 Жилищного кодекса РФ.
Автор жалобы полагает, что поскольку административный иск подан в порядке Закона РФ "О защите прав потребителей" от уплаты государственной пошлины административные истцы подлежат освобождению на основании ст. 333.26 Налогового кодекса РФ.
Изучив заявление и приложенные к нему документы, обсудив доводы частной жалобы, поддержанные в судебном заседании Трифоновым С.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), предусматривающей особенности указанного производства, в том числе в части требований, предъявляемых к административному исковому заявлению.
В соответствии со ст. 209 КАС РФ форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 данного Кодекса.
В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны: 1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ; 2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; 3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; 4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; 5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения; 6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части; 7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи; 8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.
На основании ч. 1 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
В силу п.п. 1, 2, 4 и 8 ч. 2 и ч. 6 ст. 125 КАС РФ, если иное не установлено данным Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны: наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями данного Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в ст. 40 КАС РФ, должно соответствовать требованиям, предусмотренным п.п. 1 - 5, 8 и 9 ч. 2 данной статьи.
Согласно ст. 126 КАС РФ, если иное не установлено данным Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются: 1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; 2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого; 3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств; 4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; 5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем; 7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
На основании ч. 9 ст. 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 данного Кодекса.
Оставляя без движения коллективное административное исковое заявление собственников помещений многоквартирного дома, судья Тамбовского областного суда пришел к обоснованному выводу о том, что указанное заявление не соответствует названным положениям процессуального закона.
Так, в коллективном административном иске не указан административный истец - конкретное лицо, заявившее требование о нарушенных правах и законных интересах группы лиц. Не указаны полностью сведения о гражданах (25 человек), присоединившихся к поданному заявлению и подписавших его, не приложены выписки и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие их право собственности на помещения многоквартирного дома.
Представителем, которому поручено ведение административного дела, не представлен документ о наличии у него высшего юридического образования.
Также в заявлении не указаны: наименование оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; отдельные положения нормативного правого акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт в его части; сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лиц, обратившихся в суд, нарушены оспариваемым нормативным правовым актом в части переноса срока капитального ремонта крыши многоквартирного дома на более ранний период.
В нарушение положений ч. 2 ст. 70 КАС РФ приложенные к заявлению доказательства в виде копий надлежащим образом не заверены.
Довод частной жалобы о том, что административные истцы подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины, поскольку обращаются в суд в порядке Закона РФ "О защите прав потребителей" судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку в силу п. 6 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.
С учетом изложенных обстоятельств судья Тамбовского областного суда правомерно оставил коллективное административное исковое заявление без движения на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 315-317 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
определение судьи Тамбовского областного суда от 21 сентября 2016 г. оставить без изменения, частную жалобу Трифонова С.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.