Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела Государственной инспекции труда в Курской области Проскурникова О.И. на решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 04 мая 2016 г., вынесенное по жалобе генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Европроект" ФИО2 на постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Курской области Проскурникова О.И. от 25.02.2016г. N8-ПП72016-1/12/26/1/14 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч
.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца
"адрес", зарегистрированного по адресу: "адрес",
"адрес", генерального директора Общества с ограниченной ответственностью
"Европроект",
установила:
Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Курской области Проскурникова О.И. от 25.02.2016 г. N8-ПП/2016-1/12/26/1/14 генеральный директор Общество с ограниченной ответственностью "Европроект" (далее - ООО "Европроект") ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 04.05.2016 г., принятым по жалобе ФИО2, указанное постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Курской области от 25.02.2016 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Европроект" ФИО2 прекращено ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
В жалобе начальник отдела Государственной инспекции труда в Курской области Проскурникова О.И. просит решение судьи Ленинского районного суда отменить.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав возражения защитника ФИО2 по доверенности Рогановой В.В., нахожу решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 04.05.2016г. подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Статьей 22 ТК РФ определено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с требованиями абз.4 ч.1 ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Исходя из требований абз.1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" предусмотрен перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные медицинские осмотры, организуемые работодателем при поступлении на работу лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
Пунктом 7 указанного Приказа N 302н определено, что предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее - направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
В силу п. п. 9 - 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее - направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию в том числе: решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); медицинскую карту амбулаторного больного (учетная форма N 025/у-04, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 255), в которой отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра; паспорт здоровья работника - в случае, если он ранее не оформлялся.
По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляются заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра, в котором указывается дата выдачи; фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол лица, поступающего на работу (работника); наименование работодателя; наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы; наименование вредного производственного фактора(ов) и (или) вида работы; результат медицинского осмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).
Заключение подписывается председателем медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверяется печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.
Пунктом 13.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 определено, что лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов ООО "Европроект" начальником отдела Государственной инспекции труда в Курской области Проскурникова О.И. установлено нарушение требований статей 22, 211, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившееся в допуске к исполнению трудовых обязанностей при поступлении на работу программиста ФИО1 на основании трудового договора от 04.12.2015 г. NЕПз00000004 без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра, в отсутствие медицинского заключения о её пригодности к профессии программиста, проведенного за счет средств работодателя.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, совершившее административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя, а также другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения, предусмотренные, статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
На основании приказа от 03.08.2015г. N30 генеральным директором ООО "Европроект" является ФИО2, в чьи должностные обязанности входит обеспечение организации проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Рассматривая дело, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о том, что генеральный директор ООО "Европроект" ФИО2 не обеспечил проведение за счет средств работодателя обязательного предварительного медицинского осмотра вновь принятого на должность программиста работника ФИО1, заключив с ней трудовой договор от 04.12.2015г. в отсутствие медицинского заключения о её пригодности к профессии программиста, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Вина генерального директора ООО "Европроект" ФИО2 в совершении указанного административного правонарушения подтверждается: протоколом N8-ПП/2016-1/12/26/1/6 об административном правонарушении от 11.02.2016 г., актом проверки от 11.02.2016 г., трудовым договором от 04.12.2015 г. NЕПз00000004, приказом N1601/01 от 18.01.2016 г. и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Вместе с тем, статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений
Отменяя постановление должностного лица государственной инспекции труда и прекращая производство по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным ст.2.9 КоАП РФ, судья районного суда пришла к выводу о том, что совершенное генеральным директором ФИО2 деяние формально содержит признаки административного правонарушения, но по своему характеру не причинило существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и по существу является малозначительным. При этом судьей учитывался характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принцип соразмерности наказания характеру допущенного нарушения, степени наступивших общественно опасных последствий, которые фактически не наступили. Судьей обоснованно принято во внимание, что договор возмездного оказания услуг с медицинским учреждением, предусматривающий в том числе проведение предварительных медицинских осмотров для поступающих на работу в ООО "Европроект" был заключен 11.01.2016г., т.е. до проведения проверки Государственной инспекцией труда в Курской области, в рамках данного договора АУЗ Курской области "Консультативно-диагностическая поликлиника" 29.02.2016г. был проведен медицинский осмотр ФИО1, которая в соответствии с медицинским заключением не имеет медицинских противопоказаний к работе по профессии программист. Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, судья районного суда пришла к правомерному выводу об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу, ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов судьи районного суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения судьи Ленинского районного суда г.Курска от 04 мая 2016 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
Решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 04 мая 2016 года оставить без изменения, а жалобу начальника отдела Государственной инспекции труда в Курской области Проскурникова О.И. - без удовлетворения.
Судья Курского областного суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.