Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Сошниковой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Русанова Г.П. к Областному казенному учреждении "Центр медико-социальных услуг Курской области" об обязании обеспечить инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации,
поступившее по апелляционной жалобе истца Русанова Г.П. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 05 июля 2016 года, которым постановленооб отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Русанов Г.П. обратился в суд с иском к ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области", в котором просил обязать ответчика обеспечить его необходимыми техническими средствами реабилитации, мотивируя свои требования тем, что он является инвалидом " ... " группы бессрочно, проживает в Курской области, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области", подлежит обеспечению бандажом на коленный сустав, обувью ортопедической сложной без утепленной подкладки, обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке, тростью опорной регулируемой по высоте с устройством противоскольжения. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении указанных технических средств реабилитации ему отказано, сообщены номера его очереди на их получение. Считает, что данный отказ нарушает его права, так как лишает возможности передвигаться и жить полноценной жизнью.
Судом постановленовышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Русанов Г.П. просит решение суда отменить, как незаконное, его исковые требования удовлетворить, указывая, что суд не дал должной оценки тем обстоятельствам, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на очереди на обеспечение техническими средствами реабилитации, которые до настоящего времени ему не предоставлены, и он не располагает информацией о сроках их предоставления, вместе с тем пунктами 7,9 Положения о порядке обеспечения имеющих место жительства в Курской области инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 29.06.2011г. N 276-па, предусмотрена обязанность ответчика рассмотреть заявление и в пятнадцатидневный срок одновременно с уведомлением инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации выслать направление на их получение либо изготовление; Федеральным законом от 17.07.1999г. N 178-ФЗ периодом предоставления набора социальных услуг определён календарный год, в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на их получение, периодом предоставления является период с даты приобретения права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года; суд не применил положения данных норм, неверно истолковал подлежащее применению законодательство, посчитав, что данные нормы не регулируют порядок и не устанавливают сроки предоставления технических средств реабилитации; ссылаясь на предусмотренное законом право на компенсацию расходов по оплате технических средств реабилитации, суд не учел материальное положение истца и отсутствие финансовой возможности их приобретения за собственный счет.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Русанова Г.П., надлежащим образом извещённого судом апелляционной инстанции о времени и месте слушания дела и не сообщившего о причинах неявки.
Поскольку ответчиком решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Изучив материалы дела, заслушав возражения представителя ответчика ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" - Павленка А.Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 10 которого гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 11 этого же Федерального закона следует, что индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее ИПР), содержащая комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации реабилитационных мероприятий, является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; объём реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПР, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В тоже время, для инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, либо от реализации программы в целом, а также вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации. ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, объём которых не может быть меньше установленного указанным федеральным перечнем, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (части 1-5).
Техническими средствами реабилитации являются, в том числе специальные средства для самообслуживания и для ухода, которые предусматриваются ИПР инвалида и предоставляются инвалиду по месту жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (абз. 3 и 4 ч. 2, ч. 12, 14 ст. 11.1).
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённым распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р, в качестве технических средств реабилитации поименованы ортопедическая обувь, трости опорные (п.п. 6,9).
Порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем, утверждённым распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р, определён Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240, согласно которым обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ИПР инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями МСЭ в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2), путём предоставления соответствующего технического средства (изделия) (пп. "а" п. 3); заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам. При подаче заявления представляются, в том числе, программа реабилитации (заключение) (п. 4); уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием), одновременно с чем высылает (выдает) инвалиду направление на получение технического средства (изделия) в отобранные организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (п. 5); сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 9); замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом заявления по истечении установленного срока пользования (п. 10).
Учреждением, исполняющим функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации на территории Курской области, является ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" (постановление Администрации Курской области от 29.06.2011г. N 276-па).
Согласно ч. 6 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 года N 57н.
По делу установлено, что Русанов Г.П. является инвалидом " ... " группы бессрочно, проживает в Курской области. В индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), разработанной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы N ФКУ "ГБ МСЭ по Курской области", указано, что он нуждается в технических средствах реабилитации.
Русанов Г.П. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" на учёте по обеспечению бандажом на коленный сустав 1 штука, обувью ортопедической сложной без утепленной подкладки 1 штука, обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке 1 штука, тростью опорной регулируемой по высоте с устройством противоскольжения 1 штука.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об обеспечении его вышеуказанными техническими средствами реабилитации.
Из письменного ответа ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" от ДД.ММ.ГГГГ, направленного ответчиком в адрес Русанова Г.П., следует, что номер его очереди на получение бандажа на коленный сустав - 218, обуви ортопедической сложной без утепленной подкладки -780, обуви ортопедической сложной на утепленной подкладке - 542, трости опорной регулируемой по высоте с устройством противоскольжения - 294.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и следуют из пояснений участников судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 11, 11.1), Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ст. 6.3), а также Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (п. 2,3), и, установив, что право на получение технических средств реабилитации истцом не утрачено и может быть реализовано в установленном порядке с соблюдением очерёдности, пришёл к выводу о необоснованности исковых требований, потому в их удовлетворении отказал.
Судебная коллегия вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований находит правильным.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что пунктами 7,9 Положения о порядке обеспечения имеющих место жительства в Курской области инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 29.06.2011г. N 276-па, ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" регулируется порядок и устанавливаются сроки предоставления технических средств реабилитации, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Как следует из искового заявления, истцом заявлены требования об обеспечении техническими средствами реабилитации (наколенником, ортопедической обувью, тростью), предоставление которых инвалидам, нуждающимся в технических средствах реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, гарантирует Федеральный закон от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В тоже время, срок предоставления технических средств реабилитации в указанном законе не определен.
Согласно п.7 Положения о порядке обеспечения имеющих место жительства в Курской области инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 29.06.2011г. N276-па, на который ссылается истец, Центр медико-социальных услуг формирует сводный областной реестр граждан по обеспечению ТСР в хронологическом порядке по дате регистрации заявлений о предоставлении ТСР в журналах регистрации заявлений учреждений социального обслуживания.
Таким образом, указанное Положение срок предоставления технических средств реабилитации также не регламентирует.
Из части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что в тех случаях, когда техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, он имеет право на компенсацию расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Аналогичная норма содержится в п.15 названного выше Положения.
Из изложенного следует, что конкретный срок предоставления инвалиду технических средств реабилитации на законодательном уровне не установлен.
Принимая во внимание, что истец Русанов Г.П. поставлен ответчиком на учёт на получение технических средств реабилитации ДД.ММ.ГГГГ, с указанной очереди не снят, то есть сохраняет за собой право на их предоставление, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что нарушений его прав ответчиком не допущено.
Ссылка в жалобе на Федеральный закон от 17.07.1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", содержащий норму о периоде предоставления гражданам социальных услуг в течение календарного года, основанием к отмене решения суда не является, принимая во внимание, что исковых требований о предоставлении истцу набора социальных услуг заявлено не было.
И поскольку внеочередное предоставление технических средств реабилитации, то есть без учета даты обращения с соответствующим заявлением законодателем не предусмотрено, ссылка истца на трудное материальное положение и невозможность приобретения технических средств реабилитации за собственный счет, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Курска от 5 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Русанова Г.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.