Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Сошниковой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Обоянского района Курской области в интересах Брескиной В.П. к Областному казенному учреждении "Центр медико-социальных услуг Курской области" об обязании обеспечить инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации,
поступившее по апелляционному представлению и.о. прокурора Обоянского района Курской области на решение Промышленного районного суда г. Курска от 30 мая 2016 года, которым постановленооб отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Обоянского района Курской области обратился в суд в интересах Брескиной В.П. с иском к ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области", в котором просил обязать ответчика обеспечить Брескину В.П. необходимым техническим средством реабилитации, мотивируя требования тем, что она является инвалидом " ... " группы, которая установлена ей бессрочно, проживает в Курской области. Брескина В.П. состоит на учете в ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" и на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ подлежит обеспечению креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной, в том числе для детей-инвалидов в количестве 1 штуки. С заявлением о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации Брескина В.П. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер ее очереди на получение кресла-коляски - 387, что свидетельствует о нарушении прав Брескиной В.П. на получение мер социальной поддержки, так как до настоящего времени кресло-коляска ей не предоставлена.
Судом постановленовышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Обоянского района Курской области просит решение суда отменить, как незаконное, исковые требования удовлетворить, указывая, что судом неверно сделан вывод о том, что законом не исключается установление очередности обеспечения граждан техническими средствами реабилитации в зависимости от объемов финансирования; законодательством не предусмотрена очередность предоставления инвалидам технического средства реабилитации, право на получение которого не ставится в зависимость от нуждаемости в таких средствах иных граждан региона.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца и представителя третьего лица комитета социального обеспечения Курской области, надлежащим образом извещённых судом апелляционной инстанции о времени и месте слушания дела, направивших в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Поскольку истцом Брескиной В.П., ответчиком и третьим лицом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении прокурора.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Курской области Казимировой Е.Ю., поддержавшей апелляционное представление и.о. прокурора Обоянского района Курской области, возражения представителя ответчика ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" - Павленка А.Б., обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 10 которого гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 11 этого же Федерального закона следует, что индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее ИПР), содержащая комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации реабилитационных мероприятий, является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; объём реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПР, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В тоже время, для инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, либо от реализации программы в целом, а также вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации. ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, объём которых не может быть меньше установленного указанным федеральным перечнем, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (части 1-5).
Техническими средствами реабилитации являются, в том числе специальные средства для самообслуживания и для ухода, которые предусматриваются ИПР инвалида и предоставляются инвалиду по месту жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (абз. 3 и 4 ч. 2, ч. 12, 14 ст. 11.1).
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённым распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р, в качестве технических средств реабилитации поименованы кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные (п. 7).
Порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем, утверждённым распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р, определён Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240, согласно которым обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ИПР инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями МСЭ в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2), путём предоставления соответствующего технического средства (изделия) (пп. "а" п. 3); заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам. При подаче заявления представляются, в том числе, программа реабилитации (заключение) (п. 4); уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием), одновременно с чем высылает (выдает) инвалиду направление на получение технического средства (изделия) в отобранные организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (п. 5); сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 9); замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом заявления по истечении установленного срока пользования (п. 10).
Согласно ч. 6 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 года N 57н.
Учреждением, исполняющим функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации на территории Курской области, является ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" (постановление Администрации Курской области от 29.06.2011г. N 276-па).
По делу установлено, что Брескина В.П. является инвалидом " ... " группы, которая установлена ей бессрочно, проживает в Курской области. В индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), разработанной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы N - ФКУ "ГБ МСЭ по Курской области", указано, что она нуждается в техническом средстве реабилитации - кресле-коляске с ручным приводом базовой прогулочной, в том числе для детей-инвалидов; срок проведения реабилитационных мероприятий - бессрочно.
Брескина В.П. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ состоит в ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" на учёте по обеспечению креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной, в том числе для детей-инвалидов в количестве 1 штуки.
Из письменного ответа ОКУ "Центр медико-социальных услуг Курской области" от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес старшего помощника прокурора Обоянского района Курской области Пашковой Т.А., следует, что номер очереди Брескиной В.П. на получение технического средства реабилитации - 387.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и следуют из пояснений участников судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Конституции РФ (ст. 17), Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 11, 11.1), Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ст. 6.3), а также Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (п. 2), и, установив, что право на получение технических средств реабилитации Брескиной В.П. не утрачено и может быть реализовано в установленном порядке с соблюдением очерёдности, пришёл к выводу о необоснованности исковых требований, потому в их удовлетворении отказал.
Судебная коллегия вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований находит правильным.
Доводы апелляционного представления о том, что законом не предусмотрено установление очередности обеспечения граждан техническими средствами реабилитации в зависимости от объемов финансирования; право на получение технического средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия в регионе иных лиц, нуждающихся в таком же техническом средстве реабилитации, основанием к отмене решения не являются.
Из положений Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" усматривается, что срок, в течение которого инвалиду должны быть предоставлены необходимые технические средства реабилитации, в нем не определен.
В тоже время, согласно п.7 Положения о порядке обеспечения имеющих место жительства в Курской области инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 29.06.2011г. N276-па, Центр медико-социальных услуг формирует сводный областной реестр граждан по обеспечению ТСР в хронологическом порядке по дате регистрации заявлений о предоставлении ТСР в журналах регистрации заявлений учреждений социального обслуживания.
Поскольку финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 11.1. ФЗ от 24.11.1995г. N181-ФЗ), закупка ТСР производится ОКУ "ЦМСУ Курской области" на конкурсной основе в пределах предоставленных на эти цели денежных средств, потому предоставление инвалиду ТСР, как правило, не может быть произведено в день его постановки на учет. И учитывая, что конкретный срок, в течение которого инвалиду должно быть предоставлено ТСР, Законом не установлен, зависит, в том числе, от количества инвалидов, обратившихся за ТСР в более ранние сроки, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии факта нарушения прав Брескиной В.П. со стороны ответчика.
Суд первой инстанции правильно указал, что предоставление Брескиной В.П. необходимого ей технического средства реабилитации не должно ущемлять права иных граждан Курской области, поставленных ОКУ "ЦМСУ Курской области" на соответствующий учет в более ранние сроки, т.к. предоставление ТСР во внеочередном порядке Законом не предусмотрено.
Принимая во внимание, что в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Брескина В.П. поставлена ответчиком на учёт на получение кресла-коляски с ручным приводом базовой прогулочной, с указанной очереди не снята, то есть сохраняет за собой право на её предоставление, нарушений её прав ответчиком не допущено.
Таким образом, доводы апелляционного представления выводы суда не опровергают и основанием к его отмене не являются.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Курска от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. прокурора Обоянского района Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.