Судебная коллегия по гражданским делам "данные изъяты" областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.
судей: Чупрыной С.Н., Мухаметзяновой Н.И.
при секретаре: Бильдиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании "данные изъяты" года,
дело по иску Щуровой Т.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) "данные изъяты" о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) "данные изъяты"
на решение "данные изъяты" районного суда г. "данные изъяты" от "данные изъяты" года, которым постановлено:
"Исковые требования Щуровой Т.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) "данные изъяты" о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Щуровой Т.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) "данные изъяты" засчитать Щуровой Т.А. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды ее работы:
- с 10.08.1994 года по 31.12.1996 года в должности медицинской сестры в "данные изъяты" доме ветеранов труда;
- с 01.02.2001 года по 31.12.2002 года и с 01.01.2011 года по 30.09.2015 года в должности медицинской сестры в "данные изъяты" доме - интернате ветеранов войны и труда (09 лет 01 месяц 23 дня), и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с "данные изъяты" года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) "данные изъяты" в пользу Щуровой Т.А. судебные расходы в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. ( "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.)".
Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по "данные изъяты" N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. Щуровой Т.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности, по п.20 ч.1 ст.30 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого специального стажа, из необходимых 30 лет засчитано 21 год 03 месяца 06 дней.
Периоды работы с 02.01.1985 г. по 31.07.1985 г. в должности медрегистратора в донорском отделе в " "данные изъяты" областной клинической станции переливания крови", с 10.08.1994 г. по 31.12.1996 г. в должности медицинской сестры в "данные изъяты" доме ветеранов труда, с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. и с 01.01.2011 г. по 30.09.2015 г. в должности медицинской сестры в "данные изъяты" доме - интернате ветеранов войны и труда не засчитаны в специальный стаж со ссылкой на Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г., на Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 г., Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную Приказом Министерства Здравоохранения РФ N375 от 03.11.1999 г.
Кроме того, периоды работы с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. и с 01.01.2011 г. по 30.09.2015 г. не засчитаны в специальный стаж по мотивам и того, что льготный характер работы не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы: с 04.05.1985 г. по 31.05.1985 г., с 08.10.1986 г. по 10.10.1986 г., с 26.04.1991 г. по 30.04.1991 г., в 2009 г. - 2 дня; в учебных отпусках: с 01.02.1985 г. по 15.02.1985 г., с 01.06.1985 г. по 30.06.1985 г. не засчитаны в специальный стаж со ссылкой на п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г.
Щурова Т.А., не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) "данные изъяты", уточнив который, просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 10.08.1994 г. по 31.12.1996 г. в "данные изъяты" доме ветеранов труда в должности медицинской сестры, с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. и с 01.01.2011 г. по 30.09.2015 г. в должности медицинской сестры в "данные изъяты" доме - интернате ветеранов войны и труда, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, взыскать с ответчика в ее пользу в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" руб., по оплате услуг адвоката за составление искового заявления в размере "данные изъяты" руб.
Требований о включении в специальный стаж иных периодов истица не заявляла.
Ответчик исковые требования не признал.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) "данные изъяты" не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав возражения истицы Щуровой Т.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим оставлению без изменения по следующим мотивам.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований, для назначения истице досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, являются несостоятельными.
В силу ст. 8 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В связи с тем, что трудовая деятельность истицы протекала, в городе, суд, рассматривая заявленные требования, правомерно исходил при оценке её пенсионных прав из необходимого специального стажа в объеме 30 лет.
В соответствии с ч.2 ст.30 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16.07.2014 г. приняло Постановление N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которое действует с 01.01.2015 г.
Согласно подпункта "н" пункта 1 данного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
-Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
-Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В п.3 раздела II "Врачи и другие медицинские работники" Перечня, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР N1397 от 17.12.1959 г., поименованы учреждения социального обеспечения, в том числе дома инвалидов и интернаты инвалидов, дома для престарелых, а также медицинские сестры.
Согласно п.2 Постановления Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 г. в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N464, поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г., в разделе "Наименование должностей" указаны медицинские сестры, а в пункте 31 раздела "Наименование учреждений" - учреждения социального обслуживания, в том числе дом - интернат для престарелых и инвалидов.
Аналогичные должности и учреждения, поименованы Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 г.
В силу п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1015 от 02.10.2014 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно записям в трудовой книжке, истица с 12.08.1982 г. зачислена на должность санитарки клинической лаборатории в Областную станцию переливания крови, с 24.09.1984 г. переведена медсестрой в отдел заготовки крови, с 02.01.1985 г. переведена на должность медрегистратора в донорский отдел, с 01.08.1985 г. переведена медсестрой в отдел заготовки крови в выездную бригаду, с 17.02.1990 г. переведена в отдел заготовки крови на должность медсестры, с 08.08.1990 г. уволена; с 13.08.1990 г. принята медсестрой в отдел заготовки крови, с 09.08.1994 г. уволена; с 10.08.1994 г. принята на должность медсестры в "данные изъяты" дом ветеранов труда (переименованный в "данные изъяты" дом-интернат ветеранов войны и труда, с 27.02.2002 г. в Государственное стационарное учреждение социального обслуживания населения " "данные изъяты" дом-интернат ветеранов войны и труда", с 16.08.2011 г. в Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания "данные изъяты" области " "данные изъяты" дом-интернат ветеранов войны и труда"), где работает до настоящего времени.
Судом установлено, что истица работала с 10.08.1994 г. в одном и том же учреждении социального обслуживания для престарелых и инвалидов. Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что неправильное поименование учреждения, в котором работала истица как "Дом ветеранов" и "Дом-интернат ветеранов войны и труда", на пенсионные права истицы повлиять не могут, поскольку учреждение с момента его образования является учреждением социального обслуживания, в котором находились и находятся инвалиды и престарелые лица.
Данные выводы суда подтверждаются исторической справкой ОБУССКООКО " "данные изъяты" дом-интернат ветеранов войны и труда", Уставами учреждения, справками работодателя, личной карточкой формы Т-2, карточками-справками по начислению заработной платы, должностной инструкцией палатной медицинской сестры, штатными расписаниями.
Таким образом, истица в должности среднего медицинского персонала в одном и том же учреждении предназначенном для постоянного и временного (сроком до 6 месяцев) проживания инвалидов 1 и 2 группы, и граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет женщин старше 55 лет), нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика в апелляционной жалобе со ссылкой на п.6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2001 г., и на Номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждённую приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. N395, о том, что Дом ветеранов и Дом-интернат для ветеранов войны и труда, в которых работала истица в спорные периоды, не отнесены к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, безусловным основанием к отказу во включении этих периодов в специальный стаж истицы быть не могут.
К тому же, при равных условиях работы, сам пенсионный орган засчитал в специальный стаж истицы, для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периоды работы в той же должности и в том же учреждении с 01.01.1997 г. по 31.12.2000 г., и с 01.01.2003 г. по 31.12.2010 г. в бесспорном порядке.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд правомерно обязал ответчика включить в специальный стаж истицы и спорные периоды её работы в должности медицинской сестры с 10.08.1994 г. по 31.12.1996 г. в "данные изъяты" доме ветеранов труда, с 01.02.2001 г. по 31.12.2002 г. и с 01.01.2011 г. по 30.09.2015 г. в "данные изъяты" доме - интернате ветеранов войны и труда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что периоды работы истицы с 01.02.2001 г. по 31.12.2002 г. и с 01.01.2011 г. по 30.09.2015 г. не могут быть засчитаны в ее специальный стаж, поскольку не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на законность постановленного судом первой инстанции решения также не влияют.
Действительно, в соответствии с ч.1 ст.11 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 14 указанного закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичная норма содержится в п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1015 от 02.10.2014 г.
Согласно Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
Истица была зарегистрирована в качестве застрахованного лица "данные изъяты" г.
Апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов о том, что за указанные спорные периоды страховые взносы работодателем не производились, доводом к отмене решения суда является - отсутствие в персонифицированном счете сведений о льготном характере работы истицы.
Однако, ненадлежащее исполнение работодателем, как страхователем, своей обязанности по предоставлению соответствующих сведений в пенсионный орган, не может ограничивать право истицы на досрочную пенсию по старости, при реальном выполнении работы, поименованной вышеуказанными Списками и Перечнем.
При таких обстоятельствах, правовых препятствий, для включения истицы в специальный стаж, для досрочного назначения пенсии по старости, спорных периодов её работы, не имеется.
Сроки назначения пенсии определены в ч.1 ст.22 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", в соответствии с которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии "данные изъяты" г.
С учетом периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных в рамках производства по данному делу, у истицы имеется специальный стаж, предусмотренный п.20 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г., для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иеной деятельности по охране здоровья населения, в объеме более 30 лет.
При таких обстоятельствах, у суда имелись правовые основания для признания за Щуровой Т.А. права на досрочную страховую пенсии по старости и для назначения такой пенсии с момента обращения - с "данные изъяты" г.
Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.199, ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение "данные изъяты" районного суда г. "данные изъяты" от "данные изъяты" года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по "данные изъяты" - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.