Заместитель председателя Курганского областного суда Роот А.В., изучив жалобу представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области УЕТ на вступившее в законную силу решение судьи Курганского областного суда от 22 августа 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от " ... " г. юридическое лицо ПАО "Газпром" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере " ... "
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от " ... " указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Курганского областного суда от 22 августа 2016 г. постановление начальника отдела лесного и пожарного надзора управления лесного хозяйства Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от " ... ", решение судьи Курганского городского суда Курганской области от " ... " отменены, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях ПАО "Газпром" состава административного правонарушения.
В жалобе в Курганский областной суд представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области УЕТ просит решение судьи Курганского областного суда от " ... " отменить.
Указывает, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется не только в соответствии с Правилами использования лесов, но и в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Считает, что вывод судьи Курганского областного суда о том, что рассматриваемое правонарушение может повлечь только гражданско-правовую ответственность, несостоятелен.
На момент заключения с ПАО "Газпром" договора аренды лесного участка от " ... " N-л действовал приказ Рослесхоза от 26 июля 2011 г. N 319 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка".
Пунктом 12 "л" типового договора аренды также определено, что арендатор обязан в случае прекращения действия настоящего договора передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи (приложение N 6) к договору в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.
Указывает, что условия и порядок передачи лесного участка при прекращении договора аренды установлены как в приказе Рослесхоза от 26 июля 2011 г. N 319, действовавшем на момент заключения договора аренды с ПАО "Газпром", так и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 1003, а так же закреплен самим договором. Фактически, нарушив условия договора о передаче земельного участка, ПАО "Газпром" нарушило и положения названных актов. Таким образом, не обеспечив передачу лесного участка по акту приема-передачи лесного участка после прекращения срока действия договора аренды, ПАО "Газпром" допустило правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждённых Приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 г. N 223 (далее - Правила использования лесов).
Из материалов дела видно, что " ... " между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее -арендодатель) и ПАО "Газпром" (далее - арендатор) заключен договор аренды лесного участка N для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов строительства: "Газопровод-отвод - Мишкино -Юргамыш - Курган до точки врезки в газопровод-отвод г. Курган", в составе стройки "Газопровод-отвод Мишкино - Юргамыш - Курган с отводом на Куртамыш".
Срок действия договора установлен с " ... " по " ... "
Согласно подп. "л" п. 12 указанного договора арендатор обязан в случае прекращения действия договора аренды передать лесные участки арендодателю по акту приема-передачи, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесных участков, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.
После истечения " ... " срока действия указанного договора аренды ПАО "Газпром" арендованный лесной участок по акту приема-передачи арендодателю не передало.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО "Газпром" к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица и решение судьи Курганского городского суда Курганской области, прекращая производство по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях ПАО "Газпром" состава административного правонарушения, судья Курганского областного суда указал, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ образует нарушение не всех условий договора аренды лесного участка, а только тех, обязанность по соблюдению которых возложена на арендатора в соответствии с Правилами использования лесов.
Положение об условиях и порядке передачи лесного участка при прекращении договора аренды в Правилах использования лесов отсутствует.
Таким образом, выявленное административным органом неисполнение условия договора аренды лесного участка может повлечь лишь гражданско-правовую ответственность.
При таких обстоятельствах, судья Курганского областного суда пришел к обоснованному выводу, что ПАО "Газпром" не допущено нарушений, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, и прекращению производства по делу в связи с отсутствием в действиях ПАО "Газпром" состава административного правонарушения.
Доказательства по делу оценены судьей Курганского областного суда в совокупности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Все выводы судьи второй инстанции надлежаще, подробно и убедительно мотивированы.
Доводы жалобы по существу сводятся к иному толкованию норм права.
Каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Доводов, способных повлечь отмену вступившего в законную силу судебного акта, в настоящей жалобе не приведено, оснований для их отмены не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Курганского областного суда от 22 августа 2016 г. оставить без изменения, жалобу представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области УЕТ - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Курганского областного суда А.В. Роот
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.