Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего: Марьенковой А.В.,
судей: Карпова А.В., Прокопец Л.В.,
при секретаре: Оленцовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению РНС к Министерству "адрес", администрации "адрес" о проведении расчета размера социальной выплаты для выдачи государственного жилищного сертификата, его выдачи,
по апелляционным жалобам представителя РНС ЛОБ, Министерства "адрес" на решение Невельского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым на Министерство "адрес" возложена обязанность произвести расчет размера социальной выплаты для выдачи РНС государственного жилищного сертификата в сумме "данные изъяты" в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения представителя РНС ЛОБ, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Министерства "адрес" "адрес" ТНА, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ РНС обратилась в суд с иском к Министерству "адрес" "адрес", администрации Невельского городского округа о проведении расчета размера социальной выплаты для выдачи государственного жилищного сертификата, его выдачи. В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей под N. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано в предоставлении данной выплаты в связи с отчуждением ею жилых помещений по сделкам, общая стоимость которых составляет "данные изъяты". При этом расчет социальной выплаты произведен исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, составляющей "данные изъяты" рублей. С учетом стоимости 1 кв. м жилой площади в размере "данные изъяты", повышающего коэффициента "данные изъяты" и предоставляемых семье истца "данные изъяты", размер социальной выплаты составляет "данные изъяты". Полагает, что вычет должен быть произведен лишь по последней сделке по отчуждению "адрес" в "адрес", совершенной ДД.ММ.ГГГГ, составляющей "данные изъяты", при инвентаризационной стоимости "данные изъяты". Просит произвести перерасчет размера социальной выплаты для выдачи ей государственного жилищного сертификата с размером социальной выплаты в сумме "данные изъяты" и обязать выдать государственный жилищный сертификат с указанным размером выплаты.
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого ставит вопрос представитель РНС ЛОБ и представитель Министерства социальной защиты "адрес" в апелляционных жалобах.
Оспаривая состоявшееся по делу судебное постановление, представитель РНС ЛОБ приводит доводы о том, что истец является "данные изъяты", имеющей право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья, на нее не распространяет свое действие Федеральный Закона N125-ФЗ. Усматривает противоречие в выводах суда о недопустимости применения закона, ухудшающего положение гражданина, к ранее совершенным сделкам. Считает необоснованным применение при подсчете размера социальной выплаты постановления Правительства РФ N153 от 21.03.2006.
В апелляционной жалобе представитель Министерства "адрес" "адрес" приводит доводы о неверном применении норм материального права, указывает на правомерность уменьшения размера жилищной субсидии РНС в связи с отчуждением ею принадлежащих жилых помещений. Считает несостоятельным вывод суда о возложении на Министерство обязанности по перерасчету размера жилищной субсидии. Не согласен с установленным судом сроком исполнения решения суда
Письменных возражений на апелляционные жалобы не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель РНС ЛОБ настаивает на отмене состоявшегося по делу судебного постановления, указала на несостоятельность доводов апелляционной жалобы ответчика.
Представитель Министерства "адрес" "адрес" ТНА указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований и необоснованность доводов апелляционной жалобы истца.
Истец РНС, представитель администрации "адрес" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ РНС обратилась к руководителю органа исполнительной власти субъекта с заявлением о включении ее в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в "адрес" (л.д.86). Постановлением мэра "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ РНС поставлена на учет граждан для получения социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей как лицо, имеющее стаж работы в МКС более "данные изъяты" по категории "данные изъяты" (л.д.87-88).
ДД.ММ.ГГГГ РНС и ее дочь СВА обратились к мэру "адрес" с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории "адрес", указав, что проживают в квартире "адрес". Заявление также содержит сведения о наличии в собственности СВА квартиры "адрес" общей площадью "данные изъяты" в "адрес" и квартиры "адрес" (л.д. 138); сведения об отчуждении РНС по договору мены от ДД.ММ.ГГГГ квартиры "адрес" и по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры "адрес", а также об отчуждении СВА по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры "адрес" в "адрес", по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры "адрес" и по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" общей площадью "данные изъяты"л.д. 136-139).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством "данные изъяты" "адрес" РНС отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера на том основании, что сумма вычета превышает размер единовременной социальной выплаты.
Считая свои права нарушенными, РНС обратилась в суд с иском о возложении на Министерство "данные изъяты" "адрес" обязанности произвести расчет размера социальной выплаты в соответствии с законом, исходя из ее размера "данные изъяты", выдать сертификат. Требования обоснованы тем, что расчет социальной выплаты произведен на основании не подлежащих применению норм действующего законодательства и уменьшен на сумму всех отчужденных жилых помещений.
При разрешении спора суд первой инстанции применил ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в соответствии с которой в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Установив, что прежняя редакция (до 01 января 2012 года) приведенной нормы действующего законодательства допускала возможность уменьшения размера жилищной субсидии только в случае отчуждения гражданином принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, подлежащего сдаче соответствующим органам при выдаче государственного сертификата, суд первой инстанции высказал суждение о том, что ныне действующая редакция ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера" ухудшает положение соответствующей категории граждан, в связи с чем не имеет обратной силы, а потому применению не подлежит.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенным толкованием положений ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера" по следующим основаниям.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера" в редакции, действующей до 01 января 2012 года, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.
На основании пп. "в" п.16.1 Правил N153 от 21.03.2006 в редакции, действующей на момент постановки РНС на учет лиц, выезжающих из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
На основании п.16.2 Правил N153 от 21.03.2006 в редакции, действующей на 29.06.2009, в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
В силу п.2 Правил N153 от 21.03.2006 участие в подпрограмме является добровольным.
Таким образом, став участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", РНС приняла условия участия в ней, в том числе о безвозмездной передаче занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, а в случае отчуждения квартиры - об уменьшении размера социальной выплаты. Более того, после внесения изменений в ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера" РНС не была лишена возможности выйти из состава участников подпрограммы, если полагала, что вновь установленные условия участия в ней нарушают ее права.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ РНС обратилась к мэру "адрес" с заявлением о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в "адрес", указав на отчуждение ею и ее дочерью всех жилых помещений, которые принадлежали им на праве собственности (л.д.136-137).
Согласно п.16.2 Правил N153 от 21.03.2006 в редакции, действующей на 11.09.2014, в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет. Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Судебной коллегией установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что при расчете размера жилищной субсидии Министерством "данные изъяты" "адрес" были учтены сделки по отчуждению следующих жилых помещений, совершенных РНС и ее дочерью СВА:
- квартиры "адрес", инвентаризационная стоимость жилого помещения - "данные изъяты". Договор купли-продажи заключен ДД.ММ.ГГГГ, цена договора - "данные изъяты";
- квартиры "адрес", инвентаризационная стоимость "данные изъяты". Договор купли-продажи заключен ДД.ММ.ГГГГ, цена договора - "данные изъяты";
- "адрес", инвентаризационная стоимость "данные изъяты". Договор купли-продажи заключен ДД.ММ.ГГГГ, цена договора - "данные изъяты";
- квартиры N "адрес" в "адрес", инвентаризационная стоимость "данные изъяты". Договор купли-продажи заключен ДД.ММ.ГГГГ, цена договора - "данные изъяты".
Кроме того, ответчиком учтена сделка по отчуждению жилого помещения - квартиры "адрес", заключенная ДД.ММ.ГГГГ, которая, по мнению судебной коллегии, не может быть принята во внимание, поскольку она заключена до принятия РНС в число участников подпрограммы и в срок, превышающий установленный частью 8 статьи 57 ЖК РФ.
Из пояснений представителя РНС ЛОБ в суде апелляционной инстанции квартира "адрес" дважды являлась предметом договоров купли-продажи ввиду отчуждения собственниками принадлежащих им долей.
На момент принятия Министерством "данные изъяты" "адрес" решения об отказе в выдаче РНС жилищной субсидии, ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера" и п.16.2 Правил N153 от 21.03.2006 уже предусматривали уменьшение размера социальной выплаты на суммы, полученные по договорам, предусматривающим отчуждение жилых помещений.
Согласно п.16.2 Правил N153 от 21.03.2006 в редакции, действующей на момент принятия ответчиком решения, в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "з" или "и" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение, иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, или организацией, осуществлявшей техническую инвентаризацию до ДД.ММ.ГГГГ. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Таким образом, общая стоимость отчужденных РНС и СВА жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты".
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера" размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года; норматива общей площади жилого помещения в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривался тот факт, что РНС как лицо, стаж работы которой превышает "данные изъяты", имеет право на получение единовременной социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в размере "данные изъяты" в соответствии с заявленным составом семьи "данные изъяты" исходя из норматива общей площади жилого помещения равного "данные изъяты" и повышающего коэффициента "данные изъяты"регион вселения - "адрес") (п.16 Правил N153 от 21.03.2006).
Норматив стоимости "данные изъяты" общей площади жилья по Российской Федерации на IV квартал 2015 года определен Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N/пр и составляет "данные изъяты".
Таким образом, размер единовременной социальной выплаты без учета вычета сумм, полученных при отчуждении РНС и СВА жилых помещений, составил "данные изъяты", исходя из расчета: "данные изъяты"
С учетом того, что общая стоимость отчужденных РНС и СВА жилых помещений превысила размер единовременной социальной выплаты, Министерством "данные изъяты" "адрес" обоснованно отказано РНС в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных ею требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы РНС о расчете единовременной социальной выплаты в большем размере, нежели взысканного судом первой инстанции, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невельского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований РНС к Министерству социальной защиты "адрес", администрации Невельского городского округа о проведении расчета размера социальной выплаты для выдачи государственного жилищного сертификата и его выдачи отказать.
Председательствующий: Марьенкова А.В.
Судьи: Карпов А.В.
Прокопец Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.